Учебники гармонии - для вуза, училища, консерватории

Учебники, пособия

Учебные пособия по гармонии для консерваторий, училищ, заочного обучения

 


Учебник гармонии

"Музыка", 1965г.

содержание:

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Тема 1. Большие и малые трезвучия. Четырехголосный склад
Тема 2. Функциональная система главных трезвучий
Тема 3. Соединение основных трезвучий
Тема 4. Гармонизация мелодии главными трезвучиями
Тема 5. Перемещение аккорда
Тема 6. Гармонизация баса
Тема 7. Скачки терций
Тема 8. Каденции. Период. Предложение
Тема 9. Кадансовый квартсекстаккорд
Тема 10. Секстаккорды главных трезвучий
Тема 11. Скачки при соединении трезвучия с секстаккордом
Тема 12. Соединение двух секстаккордов
Тема 13. Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды.
Тема 14. Основной доминантсептаккорд (D7)
Тема 15. Обращения доминантсептаккорда
Тема 16. Скачки при разрешении доминантсептаккорда в тонику.
Тема 17. Полная функциональная система мажора и гармонического мннора. Диатоническая система
Тема 18. Секстаккорд и трезвучие II ступени (Slle и SII).
Тема 19. Гармонический мажор
Тема 20. Трезвучие VI ступени (TSVI). Прерванная каденция. Приемы расширения периода
Тема 21. Субдоминантсептаккорд (Sib)
Тема 22. Вводные септаккорды (DVIb)
Тема 23. Доминантнонаккорд (D9)
Тема 24. Менее потребительные аккорды доминантовой группы.
Тема 25. Натуральный минор во фригийских оборотах
Тема 26. Диатонические (тональные) секвенции. Побочные септаккорды (секвенцаккорды)
Тема 27. Диатонические лады в русской музыке

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Тема 28. Двойная доминанта в каденции
Тема 29. Двойная доминанта внутри построения
Тема 30. Альтерация в двойной доминанте
Тема 31. Типы тональных соотношений
Тема 32. Отклонения. Хроматическая система
Тема 33. Хроматические секвенции. Отклонения
Тема 34. Модуляция
Тема 35. Модуляция в тональности первой степени родства.
Тема 36. Приготов1енное задержание в одном голосе
Тема 37. Приготовленное задержание в двух и трех голосах.
Тема 38. Диатонические проходящие звуки в одном голосе
Тема 39. Диатонические проходящие звуки во всех голосах
Тема 40. Диатонические и хроматические вспомогательные звуки
Тема 41. Хроматические проходящие звуки
Тема 42. Предъем
Тема 43. Скачковые вспомогательные звуки (неприготовленные и неразрешаемые)
Тема 44. Различные виды задержаний
Тема 45. Запаздывающее разрешение неаккордовых звуков.
Тема 46. Альтерация аккордов доминантовой группы
Тема 47. Альтерация аккордов субдоминантовой группы
Тема 48. Органный пункт
Тема 49. Мажоро-минорные системы
Тема 50. Трезвучие VI низкой ступени (tsVI) мажоро-минора.
Тема 51. Степени родства тональностей. Модуляция на два знака
Тема 52. Модуляция на 3—6 знаков
Тема 53. Модуляция через трезвучие VI низкой ступени (tsVI) мажоро-минора и через неаполитанский аккорд
Тема 54.Модуляция через одноименную тонику
Тема 55. Модулирующие секвенции
Тема 56. Эллипсис
Тема 57. Энгармоническая модуляция. Модуляция через уменьшенный септаккорд
Тема 58. Модуляция через энгармонизм доминантсептаккорда
Тема 59. Основные принципы построения тонального плана произведения
Тема 60. Некоторые вопросы гармонического анализа 41

Общая библиография

 


Учебник гармонии
издание третье, дополненное
"Музыка", 1986г.

содержание:

 

Предисловие ко второму изданию
Настоящий учебник гармонии предназначается для учащихся специальных курсов музыкальных училищ, общих курсов консерваторий, а также для заочного обучения. Для композиторов и музыковедов консерваторий требуется более расширенный и углубленный специальный курс повышенного типа, Однако этот учебник, как показывает педагогическая практика, может быть частично (во второй своей части) использован и для этих специальностей.
Дополнением к учебнику служит отдельно изданный задачник, в котором разнообразные практические упражнения (письменные и по игре на фортепиано) даются в систематическом порядке применительно к каждой главе (уроку). К задачнику, в свою очередь, прилагаются в отдельном издании образцы решений письменных задач, особенно необходимые для самостоятельного и заочного изучения гармонии.


ЧАСТЬ I

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Основные понятия
Глава 2. Строение аккордов
Глава 3. Ладовая основа гармонии
Глава 4. Основные функции аккордов
Глава б. Переменные функции аккордов
Глава 6. Голосоведение
Глава 7. Музыкальная фактура
Глава 8. Построение гармонических задач

ОТДЕЛ I
Глава 1. Главные трезвучия
Глава 2. Гармонизация мелодии
Глава 4. Гармонизация баса
Глава 5. Голосоведение со скачками

ОТДЕЛ II
Глава 6. Медианта
Глава 7. Медианта (продолжение)
Глава 8. Секстаккорд II ступени
Глава 9. Трезвучие II ступени
Глава 10. Свободное голосоведение
Глава 11. Секвенции

ОТДЕЛ III
Глава 12. Секстаккорды главных ступеней
Глава 13. Секстаккорды главных ступеней (продолжение)
Глава 14. Секстаккорды (продолжение)
Глава 15. Свободное голосоведение
Глава 16. Квартсекстаккорды

ОТДЕЛ IV
Глава 17. Домннантсептаккорд
Глава 18. Обращения доминантсептаккорда
Глава 19. Свободное голосоведение
Глава 20, Септаккорд II ступени
Глава 21. Септаккорд II ступени (продолжение)
Глава 22. Свободное голосоведение

ОТДЕЛ V
Глава 23. Доминанта с секстой
Глава 24. Секстаккорды VII и VI ступеней
Глава 25. Вводный септаккорд
Глава 26. Вводный септаккорд (продолжение)
Глава 27. Нонаккорд
Глава 28. Гармонический мажор

ОТДЕЛ VI
Глава 29. Верхняя медианта
Глава 30. Трезвучия натурального минора
Глава 31. Органный пункт
Глава 32. Второстепенные септаккорды
Глава 33. Секвенции

ЧАСТЬ II

ОТДЕЛ I
Глава 1. Ладовая альтерация в мажоре
Глава 2. Ладовая альтерация в миноре
Глава 3. Ладовая альтерация (продолжение)

ОТДЕЛ II
Глава 4. Общая теория модуляций
Глава 5. Модуляции в тональности I -й степени родства
Глава 6. Модуляции п тональности 1-й степени родства (продолжение)
Глава 7. Модуляции и тональности 1-й степени родства (продолжение)

ОТДЕЛ III
Глава 8. Модуляции через доминанту
Глава 9. Модуляции через доминанту (продолжение)
Глава 10. Побочные доминанты в мажоре
Глава 11. Побочные доминанты в миноре
Глава 12. Побочные доминанты (продолжение)
Глава 13. Модуляционное развитие

ОТДЕЛ IV
Глава 14. Мелодическая фигурация
Глава 15. Задержание
Глава 16. Приемы мелодической фигурации (продолжение)
Глава 17. Орнаментальное изложение

ОТДЕЛ V
Глава 18. Ладовая модуляция
Глава 19. Мажоро-минор
Глава 20. Модуляции в тональности 2-й степени родства нэ мажора
Глава 21. Модуляции в тональности 2-й степени родства (продолжение)
Глава 22. Модуляции в тональности 2-й степени родства из минора
Глава 23. Модуляции в тональности 2-й степени родства (продолжение)

ОТДЕЛ VI
Глава 24. Мелодико-гармоническая модуляция
Глава 25. Энгармоническая модуляция
Глава 26. Энгармоническая модуляция (продолжение)
Глава 27. Модуляции о отдаленные тональности

ОТДЕЛ VII Дополнение
Глава 28. Модуляции
Глава 29. Усложненная гармония
Глава 30. Натурально-ладовая гармония

 


Учебник гармонии
"Музыка", 1980г.

содержание:

 

Предисловие


Настоящий учебник — результат обобщения более чем двадцатилетней педагогической работы автора (включающей, в частности, специальный курс гармонии в Музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова) —предназначается для теоретических отделений музыкальных училищ. Это первый учебник, специально адресованный теоретикам средних учебных заведений, с учетом именно их программы, объема материала, практических заданий и всех современных требований к прохождению предмета.
Учебник отражает систему преподавания гармонии, опирающуюся на традиции школы Чайковского (так называемая «московская школа»). В сравнении с общепринятой у нас методикой Римского-Корсакова система школы Чайковского, с ее более широким охватом музыкально-стилистических явлений, дающим больший простор для понимания весьма разнообразных, подчас очень тонких проявлений функциональности, в гораздо большей степени пригодна для изучения романтической и особенно русской музыки.

 


ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ

 

Греческое слово гармония означает стройность, соразмерность, уравновешенность. В области музыки древние греки, не знавшие многоголосия, употребляли это понятие в смысле закономерности соотношения звуков гаммы. В средние века, когда в европейских странах развилось многоголосное пение, понятие гармония стало относиться к одновременному сочетанию тонов. Однако в эпоху господства полифонии человеческий слух воспринимал многозвучную ткань преимущественно как «горизонтальное» движение отдельных составляющих ее линий — голосов. Одновременным «вертикальным» звучаниям уделялось меньшее внимание. Постепенно эти звучащие «вертикали», их связь между собой все больше и больше фиксируются слухом. Роль гармонии неизмеримо возрастает с появлением так называемого гомофонного склада музыки, основанного на господстве мелодии преимущественно верхнего голоса и подчиненном значении других голосов, образующих ее сопровождение, фон. Развитию гомофонного склада способствовало, с одной стороны, появление оперы—жанра, в котором так велико значение сольного пения с сопровождением; с другой — прогресс в создании клавишных инструментов, удобных для извлечения аккордов. В музыке такого склада мелодия играет роль рисунка (если прибегнуть к сравнению из области живописи), которому гармония сообщает красочность, полноту, богатство звучания.

Гармонию можно определить как одно из выразительных средств музыки, которое основывается на закономерном объединении тонов в созвучии и на связи созвучий в их последовательном движении. В самой мелодии уже заключается возможность гармонизации ее, так как и мелодия и гармония подчиняются общим ладовым закономерностям (гармонию называют резонатором мелодии).
Подобно тому как в мелодии различаются устойчивые и неустойчивые звуки, так одни гармонические созвучия производят впечатление завершенности, а другие воспринимаются как напряженные, требующие перехода или «разрешения» в устойчивые аккорды. (Аккорд — это одновременное сочетание трех или более звуков, расположенных в известном порядке.) Наиболее устойчивым аккордом является тоническое трезвучие, которое включает в себя опорные звуки лада (например, звуки до, ми, соль в до мажоре). На пятой ступени лада (звук соль в до мажоре) расположено доминантовое трезвучие (соль, си, ре), которое тяготеет к тоническому и разрешается в него. На четвертой ступени (фа в до мажоре) находится субдоминантовое трезвучие (фа, ля, до). Соотношение тонического, субдоминантового, доминантового и снова тонического трезвучий представляет собой элементарную гармоническую
последовательность. В ходе исторического развития музыки гармония обогащается, возникают более сложные аккорды, появляется модуляция (переход из одной тональности в другую), возрастает красочная колористическая роль гармонии в музыкальных произведениях.

Календарь - В мире музыки - 1972г.