История современной отечественной музыки
Выпуск 1

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СССР В 20 - 30-е ГОДЫ

Музыкальная литература

Книги, ноты, пособия по музыке

 

Общий обзор

 

Революция, совершенная в октябре 1917 года в России, стала важнейшим событием не только в развитии страны, но и во всей мировой истории. Как бы ни оценивать смысл и последствия утверждения советской власти на шестой части земного шара, трудно было бы отрицать, что это событие обозначило новый этап в развитии современного мира. Очевидны те изменения, которые затронули все стороны существования нашего общества - его политическое устройство, образ жизни, государственные и общественные учреждения и институты, мировоззрение и мироощущение людей. Несомненны и коренные изменения, какие претерпела художественная культура народов Советского Союза, в том числе и музыкальная. И в этой сфере сформировалась новая система учреждений и институтов, ответственных за функционирование музыки в стране. Речь идет о музыкальном образовании и воспитании, об исполнительстве - интерпретации классического наследия и вновь создаваемых произведений, об условиях, при которых звучащая музыка способна стать достоянием широкой аудитории.
Существенные преобразования охватили и собственно музыкальное искусство. В нем, естественно, сказались общемировые процессы, нагляднее всего проявившиеся в композиторском творчестве стран, следовавших европейской музыкальной традиции. Но обшес движение развертывалось совершенно оригинальными путями в отечественных условиях, его итогом стала советская музыка как особое явление мировой музыкальной культуры. Понятие «советская музыка» неоднократно меняло свое содержание: оно давно уже лишилось первоначально присущего ему идеологического смысла, исходившего из антитезы «советское - антисоветское», и ныне обозначает, по сути дела, лишь музыкальное творчество, создавшееся на территории Советского Союза как единой страны и даже единого географического пространства. Советская музыка пережила периоды становления, развития и завершения; грань последнего совпала с распадом унитарного сообщества народов, прежней социалистической империи. Советская музыка как явление отмечена чертами своеобразия, открывающе1хкя по многим линиям: в общности исторического движения и более конкретно — в тематике творчества, в стилистических тенденциях, в эволюции жанров, и их взаимодействии и даже в языковых средствах.

Процесс становления и развития профессиональной культуры нового типа в нашей стране принял сложные формы, с ним были сопряжены значительные трудности и противоречия. И все же невозможно отрицать, что на этом нуги удалось добиться определенных достижений, что даст возможность говорить о советской культуре как исторически сложившейся многонациональной общности. Речь идет о сложной, многоступенчатой системе, где можно обозначить, но крайней мере, три уровня: отдельную национальную культуру; культуру обширного региона, включающего группу наций; и, наконец, высшую ступень — культуру в масштабах всей страны. Следует выделить пять основных региональных объединений: Прибалтику (Эстония, Латвия, Литва); западный фланг Восточной Европы, включающий Украину, Белоруссию и Молдавию; Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан); Казахстан и республики Средней Азии (Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия); Российскую Федерацию, включающую помимо краев и областей также многочисленные автономные республики, которые группируются по обширным региональным объединениям: это Поволжье и Приуралье, Сибирь и Северный Кавказ. Ведущую роль в сложении этой многонациональной общности играла русская советская культура, не только развивавшаяся в ведших центрах Российской Федерации, но и оказавшая стимулирующее воздействие на становление и дальнейшее движение литературы и искусства многих народов СССР.

 

 

Неравномерность культурного развития народов явилась в определенной мере плодом русификаторской политики царизма, политики, которую не разделяли ни передовые деятели России, ни русский народ, испокон веков чуждый расовой и национальной нетерпимости. Исторически сложились и определенные формы межнационального общения народов обширной страны. Революция же открыла новые возможности для взаимодействия и взаимообогащения их художественного творчества, обмена духовными ценностями.
Сложность и противоречивость становления новой музыкальной культуры отчетливо обозначились уже с первых лет после Октябрьской революции. Они были обусловлены братоубийственной гражданской войной, спровоцированной большевистским режимом. Ожесточенная классовая борьба в городе, а особенно в деревне наложила неизгладимый отпечаток на развернувшееся в 20-е годы становление нового государственного и общественного строя. Введение новой экономической политики, интенсивная индустриализация страны — эти основополагающие мероприятия осуществлялись в условиях нехватки жизненно необходимого, тяжких лишений, вызванных голодом, хозяйственной разрухой. Не меньшими сложностями отмечен исторический процесс и в 30-е годы. Установление сталинской диктатуры, насильственная коллективизация деревни, массовые репрессии, затронувшие судьбы миллионов неповинных людей,- все это происходило в условиях обострения международной напряженности. Мир стоял перед новой войной - самой жестокой и разрушительной в истории человечества. Все это не могло не отразиться на духовном самосознании советского общества.
Отсвет грандиозных катаклизмов истории ощутим во всех делах и свершениях, быть может, самого напряженного и богатого потрясениями столетия, которое когда-либо переживало человечество. Драматизм истории сказаться и на движении музыки в нашей стране, на жизненных судьбах се крупнейших деятелей; он отразился и на содержании самого музыкального искусства, отмеченного явственными приметами времени.
Что же хотела новая власть от деятелей культуры, какое искусство было для нее приемлемым? Политика в сфере культуры, изложенная в официальных декларациях лидеров большевизма, поначалу сводилась к одному - открыть доступ народу к ценностям художественного творчества, сделать их достоянием масс людей. Нужно признать, что художественная интеллигенция в основном приняла эту установку, искренне поверив обещаниям власть имущих, и стремилась поднять духовную культуру народа до уровня высокого искусства.

Принято ссылаться на мысли В. И. Ленина о роли искусства в социалистическом обществе, где наиболее важной представляется идея о необходимости овладеть всеми завоеваниями прежнего художественного творчества, которые ранее были достоянием лишь «верхних десяти тысяч». Но и в высказываниях вождя революции, и в суждениях об искусстве ее активных деятелей мы найдем немало иных директив, по сути дела отрицающих роль национальных традиций как отживших и несущих на себе печать буржуазно-дворянской идеологии. Литература, равно как и другие виды искусства, должна была быть поставлена на службу партии и пропаганды коммунистической идеологии. Что же касается деятелей художественного творчества, выдвинувшихся в старой России, то вожди большевизма и их сторонники придерживались по отношению к ним двойственной позиции, своего рода политики «кнута и пряника». Они притворно заигрывали с крупными мастерами, дабы привлечь их на свою сторону, и в то же время не скупились на репрессивные меры по отношению к «неисправимым». Можно напомнить о позорном факте — принудительной высылке за границу выдающихся русских философов и религиозных деятелей, осуществленной в начале 20-х годов. Резко критическое отношение к накоплениям мирового художественного творчества возобладало в деятельности представителей так называемой «пролетарской культуры», и оно определило негативные оценки лучших произведений классиков прошлого и крупнейших мастеров музыки современной.

Практика «отлучения» великих творений музыки прошлого и настоящего от участия в культурной жизни страны шла вразрез со здравым смыслом, который порой проявляли вожди революции. «Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм, — писал Ленин в работе «Успехи и трудности Советской власти».- Нужно взять всю науку, технику, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем». Следует признать, что уже с первых шагов культурного строительства в нашей стране не удалось избежать упрощенных толкований многих выдающихся явлений искусства, к которым иной раз легко и бездумно приклеивался ярлык классово чуждого творчества. И все же живая деятельность мастеров культуры, в том числе и культуры музыкальной, преодолевала односторонние взгляды, опрокидывала ошибочные суждения, отмеченные категоричностью и нетерпимостью, бывшими данью тому нелегкому и суровому времени.