МАССОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ
Книги, ноты, пособия по музыке
С первых дней после Октябрьской революции музыка для духовых оркестров оказалась тем жанром, который сразу был поставлен на службу новому строю. Изменившиеся социально-политические условия существования искусства и музыкальный быт, казалось, требовали в то время поиска художественных форм и средств, адекватных умонастроению нового слушателя. Передать свойственное тем дням возбуждение и разнообразные переживания людей можно было в характерных только 20-х годов формах празднеств и концертов-митингов, собиравших огромное количество народа. В силу своих специфических возможностей акустических особенностей духовая оркестровая музыка стала обязательным участником подобных торжеств и музыкальных действ. Ее ослепительное и мощное звучание придавало их проведению величие и грандиозность, создавало необходимую торжественность. Выступления духовых оркестров в движении на открытом воздухе несли в себе элемент театральности, зрелищности, предоставляли возможность коллективного общения всех участников массовых празднеств, где каждый мог почувствовать себя сопричастным к происходящему.
Еще до революции военные оркестры пользовались любовью в самых различных слоях русского общества. Для каждого русского человека, не только солдата, звучание духового оркестра навсегда слилось с понятиями «мужество», «долг», «любовь к Родине». Именно этим объясняется популярность духовой оркестровой музыки в первое революционное десятилетие, когда народу казалось, что он сражается за новое Отечество.
По своей социальной значимости и диапазону общения со слушателем духовая оркестровая музыка, как и советская массовая песня, выступила одним из самых демократичных жанров искусства 20-х: годов. Она была доступна широкому кругу слушателей, удовлетворяла различные вкусы. В музыкальном быте и концертной жизни страны она занимала важное место. Духовые оркестры выступали на площадях и импровизированных концертных эстрадах, создавались сводные оркестры, которые играли на митингах и демонстрациях, народных и спортивных праздниках, в садах и парках. Главными исполнителями являлись военно-музыкальные коллективы, как наиболее организованные и профессионально обученные. Самодеятельные оркестры также сначала сформировались в армейской среде, и лишь потом начали появляться гражданские духовые ансамбли. Поэтому в дальнейшем речь пойдет о военной духовой музыке, которая в это время определяется как самостоятельная область художественного творчества.
К началу XX столетия русская музыка для духовых оркестров уже обладала
значительными достижениями. Она была незаменимым атрибутом при подготовке
и проведении боя в царской армии. Выдающиеся отечественные полководцы
считали, что в сражении музыка способна поднять боевой и патриотический
дух солдат. Суворов говорил в свое время: «Музыка в бою нужна и полезна,
и надобно, чтобы она была самая громкая. Музыка удваивает, утраивает армию.
С распущенными знаменами и громкой музыкой взял я Измаил».
Духовая оркестровая музыка, которая в первую очередь носила военно-патриотический
характер, к концу XIX века приобретает большое культурно-просветительское
значение и не ограничивается только военными целями. К ней обращаются
многие русские композиторы, расширяя репертуар произведениями в различных
жанрах. Еще в начале XIX века появляется русская симфония для духового
оркестра, автором которой был А. Алябьев (написана в 1830 году). Военный
оркестр звучал в операх М. Глинки, жанры военной музыки создавали П. Чайковский,
А. Рубинштейн, А. Глазунов, М. Ипполитов-Иванов и другие. В. Стасов справедливо
писал в 1867 году: «Военные оркестры - проводники не только одной военной,
но и всяческой музыки в массу народную. На улице, в публичном саду, в
процессии, в каждом народном или национальном торжестве кого же народ
всегда слышит, как не один военный оркестр, через кого он и знает что-нибудь
из музыки, как не через него?». Такой просветительский характер имела,
скажем, деятельность военно-морских оркестров, возглавляемых Н. Римским-Корсаковым.
Круг исполняемых сочинений был достаточно широким и не ограничивался только
переложениями серьезных симфонических, оперных или вокальных
сочинений. В концертную практику непременно входили популярные произведения
легкой музыки, по обязательно отвечавшие высоким художественным требованиям.
Эта традиция была подхвачена и развита оркестрами в советское время.
Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей развития жанров оркестровой
духовой музыки в 20-е годы, необходимо сформулировать се основные функции:
1. Служебно-строевые функции. В данном случае музыка связана с определенным,
строго регламентированным воинским ритуалом. Основу репертуара составляют
марши, каждый из которых может быть исполнен в конкретной ситуации. Это
строевые (боевые, походные) и церемониальные (торжественные, встречные,
похоронные) марши. Музыка подобного рода наиболее устойчива в своих проявлениях
и несколько обособлена в развитии от общих музыкальных процессов. Она
имеет большое военно-патриотическое и воспитательное значение, являясь
важной частью деятельности военных оркестров.
2. В послереволюционное десятилетие на первый план выходит общественная,
официально-торжественная функция. Духовые оркестры сопровождают массовые
политические и торжественные мероприятия: митинги, демонстрации, праздничные
народные гуляния, официальные встречи и юбилеи. Главными жанрами в данном
случае выступают гимн, торжественный марш, а также революционная и массовая
песня.
3. Особенно возрастает в 20-е годы культурно-просветительная функция.
Исполняя лучшие сочинении поенной и особенно классической музыки, оркестры
вносили существенный вклад в пропаганду серьезного творчества и выступали
в роли его проводников на широкую концертную эстраду. Пользуясь огромной
популярностью, они, таким образом, приобщали к искусству массы людей.
Не стоит забывать еще об одной, упомянутой нами стороне концертной работы
оркестров. Долгое время их можно было слышать в садах и парках, на вечерах
отдыха и спортивных мероприятиях. Звучание духовой музыки создавало светлое
и радостное настроение, праздничную приподнятость. Представить музыкальный
быт 20 — 30-х годов без военно-духовых оркестров оказывается невозможным.