История современной отечественной музыки
Выпуск 2

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР И МУЗЫКА КИНО

Музыкальная литература

Оперетта

Книги, ноты, пособия по музыке

 

 

Оперетта

1 2 3

 

Оперетты и музыкальные комедии, созданные в послевоенный период в различных национальных республиках, отразили всю противоречивость развития отечественной оперетты того времени. Деятели национальной культуры подчинялись в своей творческой практике тем требованиям к жанру, которые формировались в культурных центрах страны. Многие постановки местных театров музыкальной комедии и оперетты запечатлели теоретические заблуждения, свойственные эпохе.

Однако появление оперетт и музыкальных комедий на родном языке и на своем материале, часто с использованием фольклорных источников, было само по себе отрадным и прогрессивным фактом. Поэтому новые музыкально-комедийные спектакли в республиках встречались, как правило, с искренним сопереживанием и тепло принимались на родине, несмотря на подчас существенные недостатки.
Так, в Удмуртии периодически возобновляется с 1946 года первая музыкальная комедия —'"Свадьба" Н. Греховодова. Композитор специально изучал особенности хорового национального многоголосия, что нашло отражение в четырехголосном хоре "Соловей поет" из I действия, который часто принимают за подлинную народную музыку.

В 1948 году в Чувашии тепло приняли музыкальную комедию "Когда расцветает черемуха" А. Орлова-Шузьм (либретто И. Максимова-Кошкинского на сюжет из современной сельской жизни). Там же появилась и оперетта Т. Фандеева "Три свадьбы" (либретто А. Эсхеля).
Ряд примечательных произведений появляется в Прибалтике. Так, в 1954 году в Эстонии была поставлена "Румму Юри" Э. Арро и Л. Нормета (либреттисты X. Лумет и А. Меринг). Популярность в стране завоевала оперетта.Б. Кырвера "Только мечта" (либретто А. Лийвеса, 1955). Этот спектакль с ярко сатирическим элементом близок мюзиклу по динамизму и остроте сценических положений. В Литве в 1955 году появляется музыкальная комедия "Золотые моря" А. Белазараса (либретто Л. Янушите и И. Мацкониса) на тему о преобразовании послевоенной деревни. Заметным явлением стала постановка латышской оперетты "В краю голубых озер" А. Жилинского (либретто Э. Залите, 1953). В духе настроений 50-х годов прозвучал открывший ее хор "Моя родина прекрасна" — типичный образец славления родного края.

Определенные достижения в жанре оперетты и музыкальной комедии имелись и в других республиках. Среди них оперетта X. Плиева "Весенняя песня" (либретто Г. Хугаева и Р. Хубецовой), поставленная в 1957 году в Орджоникидзе (ныне Владикавказ); в Армении — музыкальная комедия "Женихи" В. Котояна. К пьесам со вставными музыкальными номерами приближаются "Счастливый день" А. Айвазяна и "Большая свадьба" В. Тиграняна (обе созданы в 1945 году). В Грузии прошли испытание временем героическая комедия "Салхинобели" Н. Гудиашвили, спектакли "Друзья" Р. Лагидзе, "Иные нынче времена" Ш. Азмайпарашвили, "Стрекоза" Р. Габичвадзе; последний ставился и за пределами Грузии. Событиями культурной жизни Азербайджана стали постановки: "Дурна" С. Рустамова (либретто С. Рустама, 1947), "Добрая весть" Ф. Амирова (либретто М. Али-заде, 1946) и "Улдуз" С. Алескерова (либретто С. Рахмана, 1948).

На Украине в послевоенный период продолжалась творческая деятельность опытного мастера жанра А. Рябова. Успех выпал на долю его оперетты "Красная калина" (либретто В. Сокола, 1954). Это произведение основывается на украинском фольклоре, а лейтмотив хоровая песня о красной калине — получает последовательную симфоническую разработку.

Не оставил работу в области музыкальной комедии Дж. Файзи. В 1949 — 1950 годах в Татарии им было создано новое произведение в этом жанре "На берегу Волги".
Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на трудности в развитии жанра, его география заметно расширилась и репертуар для созданных в советское время театров оперетты и музыкальной комедии в различных регионах и республиках пополнился целым рядом произведений.

 

1 2 3