Песни о комсомоле - ноты

Мы - молодость нового мира

Я - Комсомол

Комсомольская юность

Песни радио, кино и телевидения



Песни о комсомоле, комсомольцах с нотами и текстами, песенники, сборники

 

 

Сборник песен о комсомольцах
Праздник в школе
Спасибо тебе, комсомол!
Музыкально-литературный материал для детей старшего школьного возраста
"Музыка", 1989г.
номер 14205

содержание:

 

Герчиков Л. Спасибо тебе, Комсомол! Сценарий театрализованного представления
Приложение
Комсомольцы — беспокойные сердца. Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина
Едем мы, друзья! Музыка В. Мурадели, слова Э. Иодковского
Комсомольцы-добровольцы. Из кинофильма «Добровольцы». Музыка М. Фрадкина, слова Е. Долматовского.
Комсомольский билет. Музыка В. Успенского, слова В. Суслова
Начало. Музыка Г. Мовсесяна, слова Р. Рождественского
БАМ (Байкало-Амурская магистраль). Музыка О. Фельцмана, слова Р. Рождественского
Запевала звёздных дорог. Из цикла «Созвездие Гагарина». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.
Любовь, Комсомол и Весна. Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова
В песнях останемся мы. Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова
Спасибо тебе, Комсомол! Музыка С. Соснина, слова К. Ибряева

Комсомольские песни - сборник Скачать ноты

 

 

Ю. Чичков
КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЕСНЯ

 

 

Трудно себе представить нашу жизнь без песни. Как верный друг, шагает она рядом с нами, вдохновляя на доблестный труд, украшая не только долгожданный праздник, но и каждый день. Ее берут с собой моряки, уходящие в далекое, трудное плавание. Она звучит высоко над Землей, на борту орбитальной космической станции, где живут и трудятся советские космонавты. Но есть в песенной антологии нашей страны страница особенная, неповторимая. Это песни Ленинского комсомола, песни молодых, ставшие важной строкой в биографии многих поколений, частицей истории Родины.
Говорят, что у песни короткий век. Я бы сказал: далеко не у каждой. Есть, конечно, такие, что, прозвучав однажды, уходят от нас навсегда. Это песни-однодневки. Но речь не о них, а о тех настоящих произведениях песенного искусства, которые украшают и согревают нашу жизнь.

Комсомольская песня всегда была вместе с народом — на всех этапах строительства нашего Советского государства. Чем труднее было время, тем большего напряжения человеческих сил требовалось, тем нужнее оказывалась песня. И действительно, все, что было значительного в жизни страны, в жизни молодежи, можно воскресить в памяти по песням. Они как бы вобрали в себя дыхание времени, стали его своеобразным символом. Помните: "Дан приказ ему на запад, ей — в другую сторону." или "Наш паровоз, вперед лети, в коммуне остановка!"
Мои сверстники, наверное, часто вспоминают стадион "Динамо" во время молодежных праздников песни, когда хор в 50 тысяч голосов — все присутствовавшие — подхватывал известные слова "Комсомольской песни" М. Фрадкина и Е. Долматовского "Комсомольцы-добровольцы, мы сильны нашей верною дружбой", запевал "Марш коммунистических бригад" А. Новикова и В. Харитонова. Тысячи юношей и девушек заполняли вокзальные перроны во время проводов молодых москвичей на целину. И над всем этим многолюдьем звенело: "Едем мы, друзья, в дальние края." - песня В. Мурадели и Э. Иодковского.
Советские композиторы всегда старались идти в ногу со временем. Песни рождались как отклики на важнейшие события. Они превращались в боевое оружие новых поколений. Так случилось с "Орленком".

Вы, конечно, помните эту гордую, полную трагизма и в то же время оптимистическую музыкальную новеллу композитора В. Белого. Поэт Я. Шведов говорил, что, когда он работал над текстом, в памяти вставал образ друга его юности, комсомольца Герасима Фейгина, погибшего при подавлении кронштадтского мятежа. Впервые песня прозвучала со сцены театра МОСПС, ныне Театра имени Моссовета, и вскоре стала одной из самых любимых песен молодежи. Услышав ее, Николай Островский написал авторам: "Мне очень понравился "Орленок". Наша песня, комсомольская. Спасибо. Ваш Н. Островский".
С новой, невиданной силой зазвучал "Орленок" в годы суровых военных испытаний. Песня вела в бой, вдохновляла на подвиги. Никогда не изгладится в памяти людской имя певца Александра Окаемова, в свой последний час перед казнью запевшего в лица фашистам эту песню: "Лети на станицу, родимой расскажешь, как сына вели на расстрел". Так легенда стала жизнью, помогла человеку бросить вызов врагам.
Композиторам часто задают вопрос: как создается песня? Однозначно ответить нельзя. Каждая песня рождается по-своему. Одна складывается долго, трудно. Другая — на одном дыхании. Третья возникает исподволь, постепенно, неосознанно, а потом словно лавина обрушивается и только бы удержать ее, запомнить, записать вовремя. Твердо знаю лишь одно: хорошую песню можно написать только о том, что волнует, что пережил, "пропустил" сквозь свое сердце. В качестве примера сошлюсь на историю создания знаменитой "Песни о Каховке".

Режиссер Семен Тимошенко попросил поэта Михаила Светлова написать песню для его фильма "Три товарища".
"Каховка — это моя земля, — вспоминал впоследствии Михаил Аркадьевич. — Моя юность тесно связана с Украиной. Я вспомнил горящую Украину. своих товарищей." Песня была готова через сорок минут. И когда удивленный режиссер спросил поэта, как же это так у него получилось, за сорок минут, Светлов ответил: "Ты плохо считаешь, прошло сорок минут плюс вся моя жизнь".
Я не удивляюсь, когда слышу мелодии наших комсомольских песен на улицах Берлина, Гаваны, Праги, Парижа. Прочный успех советской песенной культуры обусловлен ее глубоким гуманистическим содержанием, высокими художественными достоинствами. Песня — лучший агитатор, говорящий правду о нашей стране, утверждающий стремление советских людей, молодежи к прочному миру во всем мире. И не случайно именно советская песня композитора А. Новикова и поэта Л. Ошанина стала "Гимном демократической молодежи", гимном молодых борцов за мир, их своеобразным музыкальным паролем.

Ее текст приобрел немало поэтических вариантов. Французы, например, пели еще один куплет про песню, которую полицейские упрятали в тюрьму, но она сломала решетку и полетела белым голубем над Парижем. У итальянцев — свой вариант: о подвигах партизан, боровшихся с фашизмом. Я слышал, как африканцы, у которых совсем другой музыкальный строй, пели "Гимн демократической молодежи" удивительно точно и выразительно. Поистине настоящая песня не знает границ!
Я постоянно упоминаю имена поэтов и композиторов, но не следует забывать, что за каждым удачным их произведением незримо стоят замечательные дела молодых строителей нашего государства. Особенности песенного жанра требуют, чтобы и мелодия, и поэтические строфы рождались из непосредственных наблюдений над жизнью, из событий, встреч, общения с людьми. Их дарят нам поездки на ударные комсомольские стройки, беседы с молодежью. Именно благодаря им появились на свет замечательные песни моих коллег: А. Пахмутовой "Надо мечтать", "Смелость строит города", "Не расстанусь с комсомолом", "Орлята учатся летать", "И вновь продолжается бой", "Любовь, комсомол и весна"; И. Лученка "Комсомольская юность", этот список можно продолжать и продолжать.
Меняется жизнь. На смену одному поколению молодежи приходит другое. А песни юности наших отцов "Вперед, заре навстречу.", "Там, вдали, за рекой." и по сей день поют комсомольцы, поют так же вдохновенно, как их деды. В этом видится и преемственность поколений, и то, что лучшие песни Ленинского комсомола, 70-летие которого торжественно отмечает в эти дни вся наша страна, имеют такую же непреходящую ценность, как лучшие произведения живописи, литературы, живут жизнью долгой и счастливой.

Пионерский музыкальный клуб Выпуск 22