А. Лепин - Если б гармошка умела



От песенном творчестве композитора Анатолия Лепина. Ноты для голоса в сопровождении баяна

 

 

АНАТОЛИЙ ЯКОВЛЕВИЧ ЛЕПИН

 


 

Музыка Анатолия Лепина уже давно пользуется широкой популярностью, и многие страницы этого сборника, вероятно, хорошо известны каждому любителю советской песни. Песни А. Лепина мелодичны, напевны и легко запоминаются.

В своей творческой деятельности А. Лепин не ограничивается одним лишь жанром песни — она многообразна, и о ней необходимо вкратце рассказать всем, кто возьмет в руки этот сборник.
Анатолий Яковлевич Лепин родился в Москве в 1907 году. С детства любил он музыку, но не сразу определил свое призвание: юноша мечтал сначала о профессии архитектора, потом киноартиста. В 1926 году он поступил в музыкальный техникум имени Н. Рубинштейна, по окончании которого последовали годы учебы в.Московской консерватории, где он занимался по двум специальностям — композиторской и историко-теоретической. В стенах консерватории им были написаны два фортепьянных концерта, песни и пьесы для фортепьяно (в том числе премированная на конкурсе марийская сонатина и сборник детских пьес на народные темы — его первое изданное произведение). В 1936 году А. Лепин с группой товарищей-выпускников уехал работать в Узбекистан, в только что основанную Ташкентскую консерваторию. В это время он занимается музыкальной критикой, пишет статьи о новых произведениях советских композиторов.
Педагогическая работа в Ташкентской, а затем в Харьковской консерваториях не отвлекла А. Лепина от композиции. Наоборот, творчество с каждым годом занимало все большую часть его времени и в конце концов вытеснило все остальное. В эту пору его музыку знали лишь немногие друзья, так как она почти не исполнялась. Но молодой композитор был полон творческих планов, работал много и вскоре обратил на себя внимание.

Первым его крупным успехом явилась вокально-симфоническая сюита «Дорога героев», написанная на стихи советских поэтов. Она была исполнена по радио и привлекла интерес слушателей. Музыка сюиты несколько напоминала об уже сложившейся традиции советской песенности. Но некоторые эпизоды, как, например, «Песня о Чапаеве» и «Песня о Щорсе», свидетельствовали о том, что молодой композитор вырабатывал свой самостоятельный почерк.
В другом плане написана вторая вокально-симфоническая сюита — «Карнавал юности», где А. Лепин впервые обратился к жанру эстрадной и танцевальной музыки. Эта сюита также часто исполнялась по радио.

Вскоре А. Лепин начал работать в кино, с которым впоследствии было связано столько значительных страниц его творчества. Первым фильмом его был «Весенний поток» (1938 г.). Многим полюбилась тогда светлая и мелодичная «Весенняя песня» — первая песня А. Лепина, нашедшая путь к массовой аудитории.
В начале сороковых годов А. Лепин уже стал известен как автор нескольких популярных лирических песен. Но внезапно нагрянувшая война поставила перед ним, как и перед другими советскими  композиторами, новые задачи. В первые месяцы войны А. Лепин написал ряд патриотических песен, в которых стремился выразить чувства советских людей, поднявшихся  на защиту Родины.
 
Особенно много работал он в прифронтовой Москве осенью и зимой 1941— 1942 года. Его музыка часто звучала по радио: это были песни и произведения более крупных жанров, как, например, баллада для голоса с фортепьяно «Рассказ танкиста» (стихи А. Твардовского), воспевающая мужество и стойкость советских воинов и прозвучавшая как непосредственный отклик на развернувшиеся события.
Великой Отечественной войне были посвящены также и другие песни А. Лепина, которых в ту зиму появилось свыше двадцати. Они исполнялись в многочисленных шефских концертах, устраиваемых в госпиталях, а также в концертах фронтовых бригад.

Находясь на Волховском фронте, вблизи героического Ленинграда, А. Ленин написал песню, посвященную великому городу. В ее лирическом напеве выражено чувство любви к городу Ленина, с особенной силой ощущавшееся в это трудное время. Песни о Ленинграде быстро получила широкое распространение.
К произведениям военных лет относятся: песня «Только на фронте» (стихи И. Лебедева-Кумача), музыку к фильму «Патриотка» (с популярной в свое время «Походной песнью»), «Март-апрель» и другие.
По окончании войны А. Лепин отдал много сил развитию латышской советской музыки. Ему выпала высокая честь написать музыку Государственного гимна Латвийской ССР. Самыми крупными работами этого времени явились опера «Рассвет», траурно-триумфальная симфония и балет «Лайма».

Балет прошел более ста раз на сцене рижского театра, ставился в Харькове. Поэтическое повествование о судьбе латышской девушки Лаймы тесно переплетается с рассказом о старой дружбе латышского и русского народов, окрепшей в борьбе против общих врагов. Музыка «Лаймы» ярка по своему национальному характеру, живописна и танцевальна, прекрасно оркестрована. Все это и определило большой успех балета А. Лепина. Он был поставлен в дни декады латышского искусства и литературы в Риге, Харькове и Москве.
В сороковых и пятидесятых годах А. Лепин много работал в кино, написал музыку более чем к двадцати пяти фильмам. Во многих из них прозвучали песни, ставшие вскоре популярными: они прочно вошли в музыкальный быт, продолжают жить самостоятельной жизнью, в то время как фильмы давно сошли с экрана.

Достаточно сказать, что ему принадлежат всем известные песни из таких кинофильмов, как «Здравствуй, Москва», «Красный галстук», «Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине», «Чук и Гек», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса» и другие.
Было бы излишним характеризовать подробно все песни, вошедшие в сборник, — их музыка говорит сама за себя и едва ли требует посредников. Но хочется обратить внимание на богатство ее тем и сюжетов, своеобразие форм и интонаций.

В центре внимания А. Лепина — советский человек, о его мыслях, чувствах и переживаниях рассказывает композитор с подкупающей искренностью и теплотой. Его вдохновляют образы людей старшего поколения, боровшихся в свои юные годы за Советскую власть и теперь остающихся в первых рядах строителей новой жизни. Вспомните песенку «Бедовый парень», в которой поется о рабочем пареньке, ставшем бойцом Первой Конной, а затем — прославленным советским генералом.
С большой любовью рисует композитор образы комсомольцев 30-х годов, остающихся молодыми и в наши дни, ибо «никогда, никогда не стареет тот, кто смолоду сердцем богат». Эта теплая и сердечная песня прозвучала в фильме «Иван Бровкин на целине». Там же мы услышали и раздольную, чисто русскую по характеру песню «Степи Оренбургские», воспевающую красоту земли, покоренной волей и трудом советских людей. О тех, кто вечно молод, кто несет родной стране все богатство нерастраченных сил, поется и в одной из самых известных песен А. Лепина, обошедшей весь мир,— песне «Здравствуй, Москва».

В песенном творчестве А. Лепина сильно выражено лирическое начало, воплощенное, например, в такой песне, как «Московские бульвары». За последние годы лирическое дарование композитора развернулось широко и многогранно, нашло самый живой отклик среди любителей песни. Об этом свидетельствуют песни из фильма «Карнавальная ночь». Они облетели всю нашу страну, звучали и за рубежом. Когда в 1956 году газета «Советская культура» провела анкету о лучшей киномузыке истекшего сезона, то большинство голосов получила музыка «Карнавальной ночи». Еще раньше такую же высокую оценку читателей газеты получила и музыка А. Лепина к фильму «Солдат Иван Бровкин».
А. Лепин создает все новые произведения различных жанров. В конце 1961 года на сцене харьковского театра был поставлен его второй балет— «Джунгли большого города». Композитор раскрыл в нем большую тему борьбы против расовой дискриминации, борьбы за укрепление интернациональной солидарности трудящихся. Музыка балета написана с большим драматическим напряжением, в ней интересно преломлены негритянские мелодии и ритмы.

Заслуживает внимания цикл фортепьянных пьес А. Лепина «Пережитки», состоящий из трех острых сатирических зарисовок, зло высмеивающих уродливые явления быта, — «Болтуны», «Скучающие бездельники» и «Стиляги». Пьесы А. Лепина — единственный в своем роде пример сатирического инструментального жанра, они остроумны, оригинальны по приемам фортепьянного письма.
А. Лепин написал немало песен и фортепьянных пьес для детей.
Хочется отметить оперетты А. Лепина «Есть на Волге городок», «У голубого Дуная», «После свадьбы» и другие, в которых так же, как и в песнях, раскрывается своеобразие мелодического дарования композитора.

Живой пульс современности, бьющийся в песнях А. Лепина, их мелодическое богатство, искренность и задушевность — все это способствовало росту их популярности.
А. Лепин часто встречается со слушателями, участвует в авторских концертах в рабочих клубах и воинских частях, выступает по радио и телевидению. Как и другие советские композиторы, он видит в этих встречах необходимое условие творческой работы, стремится лучше узнать запросы широких масс.
Творческая деятельность А. Лепина получила высокую оценку: он награжден тремя орденами и несколькими медалями, ему присвоено почетное звание Заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР.
И. МАРТЫНОВ