Константин Листов - Песни

К. Листов (ноты)



Музыка композитора Константина Листова

 

Послевоенные годы

 

 


Родная планета, цвети, зеленей!
Мы любим тебя в переливах огней!
Мы сделаем все,
Ради жизни твоей,
Ради завтрашних дней!
Л, Ошанин

И мы сумеем грянуть песней,
Чтоб от нее сердца цвели —
Сильней, лиричней и чудесней
Всех прошлых песен всей земли!
В. Лебедев-Кумач

Отгремели бои. Страна возвращалась к мирной жизни: поднимались из руин города, засеивались израненные войной поля, зазвучали новые стихи и песни.
Партия призвала всех деятелей литературы и искусства, руководствуясь высокими целями и интересами страны, быть ближе к жизни, идти в ногу с народом, бороться за подлинно реалистическое искусство, добиваться совершенства музыкальной формы, способной воплотить значительное содержание.
Отвечая на этот призыв, советские композиторы достигли новых высот во всех музыкальных жанрах, в частности таком массовом демократическом жанре, как песня, В послевоенные годы были созданы произведения большой художественной силы о созидательном труде народа, о мире и защите Родины, обогатившие нашу песенную культуру.

Тема борьбы за мир стала ключевой в творчестве советских композиторов. Нашла она свое место и в творчестве К. Я. Листова. В пятидесятые—шестидесятые годы им сочинены песни «За мир и свободу», «Счастье свое мы строим» (стихи А. Жарова), «Мир без оружия» (стихи М. Рудермана). В 1952 году возникла вызванная к жизни событиями тех дней «песня протеста» «Народы мира говорят: американцы, уходите» (стихи М. Долинова). Композитор увлеченно готовился к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. К этому знаменательному событию он пишет такие песни, как «Москва фестивальная» (стихи В. Харитонова), «Это фестиваль» (стихи Ю. Каменецкого), «Привет Москве» (стихи В. Гурьяна), «Всем, кто за мир, мы протягиваем руки» (стихи Ю. Каменецкого). По словам С. Левит, анализирующей песенное искусство в борьбе за мир, песни К. Листова, «хотя и не внесли существенно новых качеств в жанр песен мира, все же сыграли определенную роль, увеличив опыт советских композиторов в этом направлении и ответив на жизненные запросы своего времени». А главное, автор справедливо отметил, что эти песни помогали пропаганде идей мира.

К. Я. Листова всегда влекло к песням высокого гражданского звучания, «Октябрь и Ленин»— «к этой значительной теме он обращался неоднократно, работая в разных музыкальных жанрах. Памятно развернутое хоровое полотно эпически повествовательного плана «Волга — берег высокий» (стихи А. Филатова). Зачин — взволнованный монолог о детских годах Володи Ульянова и излюбленных местах его прогулок. Песня как бы открывает слушателям простор, широту волжских далей. Мелодическую ткань наполняют близкие образному ощущению великой русской реки народные волжские попевки. Переосмысленные автором распевные и частушечные интонации получили свое, листовское, творческое решение. Взволнованно-мечтательный характер запева, построенного на трехдольном движении, сменяется широко льющимся хоровым припевом. Вплетаются подголоски, «подхваты», элементы полифонического рисунка, сообщающие припеву полноту звучания, В хоре удачно выражен вольнолюбивый характер волгарей, в течение веков воспевающих великую русскую реку, самый дух революционных схваток. А в целом песня эмоциональна, искренна, по-народному мудра.
В зрелые годы Листовым сложены и с успехом прозвучали в ряде коллективов песни «Неси вперед знамена Октября» (стихи И. Молчанова), «Ленин — наше солнце» (стихи А. Жарова), «Песня о Ленине» (стихи П. Градова). В мелодии первой песни о Ленине преобладают черты приподнятости. Ясно ощутимы элементы песни-славы, с размеренно поступательным движением в духе полонеза и контрастным, неожиданно наступающим во второй части, широким маршевым распевом. В «Песне о Ленине» подкупает полнота эмоционально взволнованного вокального монолога. Динамика достигается путем расширения интервального скачка в затакте каждой следующей фразы. Овеянная дымкой раздумья мелодия как бы уносит нас вдаль. Ощущение необъятности русской природы дополняет образ. В «Песне о Ленине» налицо большая завершенность, полнее выражена сердечность чувства, трепетность звучания мелодии. Все это окрашивает образ Ильича в лирические тона. Песня отмечена на Втором пленуме Союза композиторов РСФСР, прошедшем под девизом «Ленин, Партия, Народ». Говоря о состоянии творчества и достижениях композиторов Российской Федерации на рубеже 50 — 60-х годов, Д. Д. Шостакович выделил наиболее удачные новые произведения, посвященные В. И. Ленину, и в их числе «Песню о Ленине» К. Листова.
Широко отражена в песенном искусстве первых послевоенных лет тема возвращения воина-победителя. По-разному воплощена она в песнях А. В. Александрова, И. Дунаевского, Д. Покрасса, А. Новикова, Б. Мокроусова, М. Блантера, Н. Богословского, В. Макарова, К. Молчанова и других композиторов. Многим помнятся такие песенные циклы как «Возвращение солдата» с популярнейшей «Где же вы теперь, друзья-однополчане».

Наиболее типичны песни об отшумевших боях, о былых походах и трудном фронтовом пути, о солдатской и матросской судьбе, о славных, сохранившихся в памяти народной боевых традициях.
К. Я. Листов, как и все советские композиторы, стремился воспеть радость всенародных побед. Несомненная удача — мужественная песня «Ходили мы походами» (стихи А. Жарова). Как и многим другим песням композитора, ей свойственно энергичное по-русски свободное, удивительно естественное движение мелодии на активном упругом ритме, лихой задор и волнующая сердечность. Привлекательность музыкального образа неоспорима.
Композитор и поэт возвысили образ советского моряка, крупными штрихами обрисовали живые черты героя-победителя, воспели романтику ратного подвига. Идейно-смысловой центр произведения — образ Родины. Дробный "(с синкопой уже на второй ноте) зачин сменяется контрастной, согревающей душевным теплом открыто вальсовой мелодией припева, с ее ярко выраженным лиризмом: «Милый край, Советская Россия, ты морскому сердцу дорога»! Широкая напевность органично сплавляется с активной стремительностью, а смелый бросок мелодической фразы вверх, подчеркивающий кульминационный взлет, выразительно обобщает развитие мелодической структуры. Этой песне близка по духу песня 1947 года «Морские орлы» (стихи А. Азарова) об отважных советских моряках-победителях. Подвигу во имя Родины посвящена вокально-симфоническая новелла «Обелиск неизвестному матросу» (стихи С. Медового) для солистов, тенора и баса, смешанного хора и симфонического оркестра. Среди достойных быть отмеченными хор «Мамаев Курган» (стихи А. Филатова) об историческом сражении на Волге. В воспоминаниях сына об отце, защитнике Сталинграда, ощутима широта музыкального обобщения:

Вспоминаю, как насмерть стояли
У крутой и высокой гряды,
Где огня и бушующей стали
Было больше, чем в Волге воды.

Песня для мужского хора «Стояли насмерть под Москвой» (стихи М. Карамушко) обращена к тому грозовому времени, когда «отважные сыны народа» разгромили под столицей отборные силы врага. Героико-эпическая песня «Матросов — солдат рядовой» '(стихи П. Градова). написана в сдержанно суровом балладном духе. Посвященная воинской доблести и отваге песня-воспоминание овеяна дымкой печали. Однако недостаточно подчеркнутые черты героического, настроение грусти придают песне некоторую музыкальную односторонность, одноплановость. Автор, видимо, не сумел достичь той степени обобщенности музыкальной характеристики, которая необходима при решении столь значительной темы, требующей от художника обостренного чувства нового, особой чуткости к слову, большей проникновенности.
У песни «Баян-ветеран» своя история. В военные годы майор Листов получил от командования трофейный инструмент—(аккордеон, с которым выступал в блиндажах, в землянках, на кораблях и в госпиталях, с которым прошел немало фронтовых дорог. А уже после войны родилась песня-воспоминание о баяне-ветеране.

Воспоминания о победной весне, о радостных днях возвращения на Родину нашли душевный отклик в «Победной песне» (стихи Ю. Каменецкого), а также в приподнято взволнованном произведении, балладного типа «Большая весна» (стихи И. Эйдиновой), в своеобразном песенном повествовании «Жив герой солдат» (стихи В. Бордиловского, перевод с белорусского А. Жарова).
К. Я. Листов, которого никогда не оставляла мысль о солдатской и матросской песне, и после войны пишет развивающие тему воинского долга произведения. По словам композитора, песня должна обогащать армию. Ему по-прежнему удаются боевые, полные удали и богатырской силы песни о солдатах и моряках. По своему характеру и общему строю они близко примыкают к стилю Д. Покрасса, М. Блантера, Ю. Милютина. Но если в песнях Ю. Милютина и М. Блантера преобладает лирический тон, то песни К. Листова носят ярко выраженные походно-строевые признаки. В них на первый план нередко выступают волевые и мужественные черты, характеризующие силу боевого духа и отвагу советского человека.
Следует упомянуть распространившиеся в войсках такие песни, как «Матушка-пехота» (стихи Я. Белинского), «По фронтовым дорогам» (стихи С. Никифорова), боевой марш «Идет советский флот» (стихи В. Гурьяна), «Сердце балтийца» (стихи Е. Гальпериной и Ю. Анненкова), «Морская пехота» (стихи П. Градова).

Пожалуй, более других была популярной в свое время строевая песня «Эх, Ваня, Ваня» (стихи Л. Ошанина). В ней с оттенком мягкого юмора раскрывается образ воина, который чем-то сродни Василию Теркину. И не случайно в исполнении Ансамбля песни и пляски Войска Польского, гастролировавшего в Москве, песня приобрела игриво-шуточный характер.
Человек признанного таланта, К. Я. Листов, как известно, участвовал во многих конкурсах. Его песни не однажды были отмечены премиями и дипломами. Нет необходимости перечислять все, выдержавшие конкурсное соперничество, сошлюсь лишь на посвященный 30-летию Советской Армии и Военно-Морского Флота конкурс, в котором участвовало 75 композиторов и было представлено 380 произведений. Среди удостоенных премии строевая песня «Эх, Ваня, Ваня», а на конкурсе песни, проведенном Главным политическим управлением Советской Армии и Военно-Морского Флота (1955) отмечены строевые песни «Полк идет» (стихи Ю. Каменецкого) и «Сама пойдет» (стихи В. Гурьяна).
Духом веселья и безудержной удали проникнут «Матросский перепляс» (стихи Я. Белинского). Перед слушателем возникает живая сценка. Основанная на гармошечных переборах и балалаечных наигрышах с затейливым национальным рисунком мелодия окрашена ярким народным колоритом и создает ощущение массовости. Найденные танцевальные ритмы как бы «дорисовывают» общую картину, в.которой убедительно выявлены жизнелюбие, лихость и оптимизм советских моряков. В том же стиле выдержана написанная позднее «Солдатская плясовая» (стихи М. Рудермана). Новому поколению солдат К. Листов посвящает песни «Шли солдаты молодые», «В увольнение домой» (стихи А. Жарова), «Светлая дорожка», «Вечерние огни» (стихи М. Рудермана). О подготовке офицерского состава —««Песня курсантов» (стихи П. Градова). К молодым воинам обращены песня-напутствие «Дорогой отцов» (стихи А. Жарова), «Золотистый якорек» (стихи И. Шамова), «Артиллерия ударит» (стихи В. Харитонова), «Штормовое родное море» (стихи Н. Рыбалко), «Матросы» (стихи Л. Ошанина) и ряд других морских и армейских песен.
По общему своему складу походно-строевые песни послевоенного периода во многом близки фронтовым песням военной поры. Их основа, как и прежде, —песня-марш, но с оттенком победных интонаций и характерными чертами удалых солдатских песен русского народа. Герои маршевых песен — молодые бравые солдаты, молодцевато «печатающие» шаг, четко идущие в строю. Большое число удачных строевых песен написали, как известно, В. П. Соловьев-Седой, Е. Э. Жарковский, Б. А. Александров и другие. С живым интересом слушатели встретили солдатские песни К. Я- Листова «Шла пехота», «Шел солдат» (стихи М. Карамушко), «Уходит парень в армию», «Солдат играет на гитаре» (стихи И. Лашкова), «Девушки-бойцы» (стихи Е. Гальпериной), «Армейский комсомол» (стихи М. Карамушко).

Тем не менее не всегда преодолевалась заметная архаичность «бравых молодцев», как и не всегда учитывались изменения самого облика советского воина в новых условиях его армейской службы и боевой подготовки. Много споров было о том, что полностью моторизованная современная пехота не «шагает» нынче по пыльным дорогам, а мчится на автомашинах, что нашло свое отражение, к примеру, в песне «Сама пойдет» (стихи В. Гурьяна). Однако в музыке остались приемы старой солдатской песни, приспособленной для движения в пешем строю и, очевидно, скованной рамками «строевой» песни в ее привычной форме.
Писал К- Я. Листов и для пограничников, которые не один раз принимали у себя на заставах любимого композитора. И он не оставался в долгу перед своими друзьями. Многим помнятся созданная еще в 1940 году «Пограничная веселая» (стихи М. Рудермана) и песни послевоенного времени: «Я стою на посту» (стихи А, Жарова), «Письмо на заставу летит» (стихи Т. Ульяновой), «Плывут туманы над рекой» (стихи М. Карамушко), «Не тревожьтесь, матери родные» (стихи Л. Ошанина), «Полыхают зарницы» (стихи О. Бенке), «Ой вы, горы пограничные», отмеченная в газете «Советская культура» как одна из самых любимых в погранвойсках Дальнего Востока: «На всех наших заставах очень любят музыку,— писал начальник отдела культуры Погранвойск КГБ СССР полковник А, Карчмит, — особой популярностью пользуются героические, лирические и строевые песни, такие, как «Ой вы, горы пограничные» К. Листова (стихи Ю. Каменецкого), «Едет пограничник» В. Мурадели (стихи А. Годова), «Только лебеди пролетали» А. Пахмутовой (стихи Е. Долматовского)».
К. Я. Листову по-особенному дорога медаль «За отличие в охране государственной границы СССР». Это и большая честь, и признание творческих заслуг композитора перед воинами.
Стремительное течение времени выдвигает темы, требующие незамедлительного отклика. Примером может служить песенно-хоровая сюита «Здравствуй, Волго-Дон!», сочиненная 'в честь открытия Волго-Донского судоходного канала имени В. И. Ленина группой композиторов в составе К. Листова, С Каца и Л. Бакалова (стихи В. Косгина). Ё сюите Девять частей —«Голубая Дорога морей», «У степного кургана», «Песня экскаваторщиков», «Приморская станица», «Волго-Донские частушки», «Самый лучший бригадир Ваня на канале», «Нас не забудут степные края», «Не расстаться рекам никогда» и «Здравствуй, Волго-Дон!».
Композиторы выезжали на строительство Волго-Дона, встречались с рабочими на стройках, молодежью Сталинградского тракторного завода, студентами, коллективами художественной самодеятельности. Они жили одной, большой напряженностью жизнью со строителями Волго-Дона, чувствовали себя участниками общего дела. В своих воспоминаниях С. Кац описывает работу композиторской бригады: «В совместной работе исправлялись недостатки отдельных песен. Иногда на один текст писали музыку все три композитора, а потом отбирался лучший вариант»,

Сюита впервые прозвучала 27 июля 1952 года на концерте, посвященном торжественному открытию Волго-Донского канала, в исполнении хоровой капеллы Сталинградской филармонии, совместно с хоровыми коллективами города, при участии симфонического оркестра. Тепло принятая слушателями сюита «Здравствуй Волго-Дон!» вошла в репертуар Ансамбля песни Всесоюзного радио, Республиканской хоровой капеллы РСФСР, хорового коллектива Московского автозавода имени Лихачева, хора Саратовской филармонии и других профессиональных и самодеятельных коллективов. С большим успехом она исполнялась Ансамблем песни и Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио под управлением народного артиста Киргизской ССР В. В. Целиковского в сборочном цехе завода «Красный пролетарий», в клубе завода «Каучук». Эти концерты транслировались по всей стране по радио.
Тогда же была сложена песня «Волга с Доном говорит» (стихи М. Рудермана). Теме коммунистического созидания посвящены песни «Саяны, Саяны» (стихи И. Дремова), «Целина, целина» (стихи И. Лашкова), «У походных костров» (стихи М. Карамушко), о героическом комсомоле, обновляющим Сибирь и строющим великую «магистраль века», песня «Байкал—Амур» (стихи И. Дремова).
Живым откликом на события дня стали песни, написанные К. Я. Листовым к 300-летию воссоединения Украины с Россией, «Высокие Карпаты» и «Братья-великаны» (на стихи А, Жарова),
«Братья-великаны» — приподнято торжественная песня лирико-эпического характера:

Ленинский стяг несут
Два брата, два народа,
В славной семье живут
Все краше
И краше год от года.

Припев:
Русские равнины,
Степи Украины!
Чем горды мы?
Чем сильны мы?
Тем, что мы едины.

Основная мелодическая мысль изложена в напевных русско-украинских интонациях, составляющих замкнутое построение в духе классического народного мелодизма. Величавый характер и торжественная приподнятость припева, динамичное движение в фортепианном сопровождении несомненно придают ей черты песни-славы. Небезынтересна история возникновения песни. В конце 1953 года К. Я. Листов и А. А. Жаров побывали в гостях у колхозников Можайского района, соревнующихся с колхозниками Переделав-Хмельницкого района Киевской области. Можайцы просили написать песню о дружбе украинского и русского народов, которую они собирались подарить своим друзьям. Когда песня была написана, стихийно возникло заинтересованное обсуждение, слушатели вносили свои поправки и пожелания.
Впервые песня «Братья-великаны» исполнялась делегацией Можайских колхозников в Киеве в дни празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией, звучала она и в других городах Украины.
Как уже отмечалось, гражданственность и лирическое начало характерны для творчества К. Я. Листова. В сфере лирики с большой полнотой проявляется его талант. Здесь много общего с песнями авторов, опирающихся на традиции бытового городского романса.
Верным чутьем художника композитор находит сочетание общедоступности с художественностью, умеет сложить песню, используя внешне скупые приемы и выразительные средства. Лирика его оправдана способностью вызвать ответное чувство, открыть нам внутренний мир героев, их душевное состояние. Согретые сердечным теплом, лучшие его лирические песни отличаются какой-то непередаваемой прозрачностью, родниковой чистотой мелодического рисунка.
Среди лирических песен Листова—и молодежные, и песни-раздумья и воспоминания, и любовные и т. п. И в каждой — свои приметы времени, конкретность песенных образов, убедительно раскрывающих черты эпохи.

Всеобщее признание завоевал поэтичнейший «Севастопольский вальс» (стихи Г. Рублева), написанный уже в послевоенные годы (1955). Для лучших советских морских вальсов характерна поэтическая насыщенность и лирическая открытость, внешняя простота и внутренняя органичность волнообразного вальсового движения. Это не могло не привлечь внимания К. Я. Листова еще во время поездки на Тихоокеанский Флот, где родился сохранившийся в музыкальном быту дальневосточников «Амурский вальс»
Устойчивые ритмо-интонационные особенности русского вальса, ассоциативно близкие традиции старинного городского романса, оживляли внутренний процесс «переплавки» композитором интонационного материала, стимулировали поиски собственного развития, внутреннего движения образа.
У Константина Яковлевича, набросавшего для поэта несколько отрывочных строк будущего стихотворения, было страстное желание выразить мысль, что жизнь полна творчества и высокого смысла, что будущее принадлежит тем, кто верит в счастье. «Мне хотелось писать о Севастополе наших дней, восставшем, как птица Феникс, из пепла, светлом, чистом и бесконечно близком всем советским людям, — говорил композитор. —'Вечер. Наступает прохлада. Матросы в белоснежных, тщательно выутюженных форменках, устремляются на берег; их ждут подруги на Матросском бульваре. Все собираются вокруг оркестра или баяниста, моряки и девушки шутят, смеются, танцуют. А наутро — корабли снова уходят в море, каждый думает о своем. Таким я вижу Севастополь сегодня, таким люблю его!»
Обратившись к своей излюбленной морской теме, Листов создал сочинение, привлекающее душевной теплотой и гибкостью интонаций. В «Севастопольском вальсе» верно выражены черты душевного склада моряков-черноморцев. Это первая песня о городе-герое, решенная в лирическом ключе и в то же время полная гражданского пафоса.

Лирические воспоминания о друзьях-соратниках по-своему оттеняют героические события, полнее раскрывают эмоциональное состояние защитников Севастополя. Лирический план песни не заслоняет героического начала, а рождает радость завоеванного, волнует покоряющей красотой возрожденного города-героя.
Мечтательность, окрыленность и углубленность лирического настроения ставят «Севастопольский вальс» в один ряд с лучшими образцами этого жанра, отмеченными выразительностью вальсовой мелодии. Простота формы и подкупающая интонационная отзывчивость сообщают «Севастопольскому вальсу» свободу мелодического движения, не преступающего, однако, границ банального. В одной из статей Б. А. Александров, отмечая черты «изобразительности» образа, сценичность и драматургию песни «Севастопольский вальс», писал: «...песня стала началом крупного музыкального произведения; она определила и настроение, и ритм, и даже драматургию оперетты, где снова отразились самые сильные жизненные привязанности композитора».

Лирика воспоминаний об отшумевших боях, о пройденном пути, о фронтовых друзьях-товарищах—'излюбленная тема К. Я. Листова. Помимо «Севастопольского вальса», она нашла воплощение в песнях «Беспокойное сердце» («Солдатское сердце»), «Город первых свиданий» (стихи М. Карамушко), «Песня — душа» стихи А. Жарова) и других. Первая из них как бы уносит нас в прошлое и в то же время сохраняет живую связь с днями нынешними: «И сегодня, как прежде, мы с тобою в пути». В другой, посвященной городу Ростову-на-Дону, воспеваются те, кто в дни ожесточенных боев «горел и тонул за тебя, светлый город.» Это взволнованное лирическое раздумье-воспоминание.
Лирико-шуточная «Песня — душа» — о легендарном В. И. Чапаеве, подарившем отличившемуся бойцу памятный подарок — часы, подкупает добрым юмором и человечностью лирического героя.
К публицистической лирике можно отнести сравнительно позднюю песню «Гляжу на родную Москву». Работая над темой, композитор и поэт И. Дремов сумели по-своему выразить внутренний мир героя, любующегося красавицей-столицей с высоты Останкинской телебашни. Простая, с ощущением воздушных просторов, песня полноправно вошла в обширнейший цикл песен б столице.
Не менее привлекательны песни, в которых находим черты крестьянской традиционной интонации. Такова по-весеннему светлая «Не отцветай, черемуха» (стихи И. Дремова). Песня покоряет органичностью национального склада. Вместе с тем она обогащена современными интонациями. Все это создает неповторимый облик. С той же пленительной свежестью звучит песня «У Есенинской березки» (стихи А. Филатова). Воспевая «светлую тропиночку», ведущую к заповедной березке, композитор как бы сам прислушивался к песням «края соловьиного» и удачно выбрал свойственный его манере эмоциональный поворот.
В лирическом ключе решены песни «Кронштадские клены» (морской вальс на стихи И. Дашкова), «Золотая метель» (стихи М. Рудермана), «О как ты поздно, молодость, пришла» (стихи Н, Доризо) и «Моя кровинка» (стихи В. Харитонова). К высоким образцам русской песенной лирики восходит мелодия хоровой песни «Корабельная сторона» (стихи А. Красовского). Она трогает мечтательной задушевностью и искренностью лирического настроения. Написанная a cappella, песня предназначалась Ансамблю песни и пляски Черноморского флота.
«Над волною голубою» (стихи А. Жарова) —-столь же выразительный пример морской /лирики. Романтическая приподнятость, искренность интонации, светлый характер мелодического образа способны тронуть сердце слушателя.

Константин Яковлевич отдавал предпочтение стихам «песенным», пусть даже в них лишь пробивалась негромкая мелодия. Когда к ним прикасалась рука музыканта, они начинали петь в полный голос, обретая свой индивидуальный тон и характер. В статье «Разговор о песне» А. Жаров напоминает о том, как «Константин Листов нашел в сборнике. Щипачева на первый взгляд непесенный текст стихотворения «По дороге в совхоз» и написал очень хорошую эстрадно-лирическую песню, названную им „Дождь"»
У К. Я. Листова множество непритязательных эстрадных песен о любви и верности. После популярной в свое время «Весточки», еще в 1937 году им написана песня «В парке Чаир» (стихи П. Арского), получившая широкое распространение. О ней следует сказать особо. Ее сюжет — память о любимой моряка далеких северных морей. Перед слушателями зримо предстает очаровательный уголок в
Крыму — парк Чаир, с его пышно распустившими розами, буйной субтропической зеленью. и девушка «с золотистыми косами и улыбкой, которую не забыть.» В песне о любви и верности есть что-то трогательно целомудренное, мечтательность, искренняя задушевность. И в этом притягательная сила светлой лирики К. Листова. В сущности скромная танцевальная песенка запечатлелась в сознании своего поколения. Спустя много лет читатели «Литературной газеты», выступающие против «ренессанса вневременной мишурной пошлости на эстраде, за которой уже ничего не стоит — ни ум, ни сердце», начали разговор о песнях быта тридцатых годов, «за которыми стоит история»: «Да, эти мелодии лежали не на главной магистрали нашей музыкальной культуры, но они жили рядом с тем поколением, юность которого была оборвана войной. Да, пели «Широка страна моя родная» и «Три танкиста», но была и танцплощадка в городском саду (она сильно отличается от теперешней), были танго и фокстрот. Их любили, их танцевали отцы, мамы и бабушки, потому что были молоды, жизнерадостны и, хотя уже чувствовалась гроза, верили, что все будет хорошо, „любимый город мо: жет спать спокойно".

А когда началась война, безмятежное танго из мирного времени хранилось в памяти солдата как что-то очень дорогое и светлое. Да что там говорить! Прочитайте «Сашку» или «Привет с фронта» В. Кондратьева. Бесхитростные мелодии напоминают бойцам о доме, о любви, о той же городской танцплощадке. Не случайно и герои Ю. Бондарева в «Горячем снеге» вспоминают как раз „В парке Чаир"».
Песни о мирных днях, о тихом счастье, любви и нежности подруги. В числе лучших песен второй половины сороковых (В.Соловьева-Седого, И. Дунаевского, М. Блантера, В. Макарова и других) и песня К. Листова «Пой, моя хорошая» (стихи А. Жарова). При всех различиях творческих индивидуальностей композиторов. их песни близки чистотой лирического настроения, душевной мягкостью. Песни К. Листова очень разнообразны, но в них заметны и общие черты—простота музыкального языка, живое поэтическое дыхание, неоднозначность песенного образа. Все они разные, но каждая наполнена искренним чувством и увлеченностью автора, нашедшего свою тему.
Немало написано композитором эмоционально выразительных песен, посвященных женщине—;матери, бойцу, труженице. К. Листов одним из первых отдал дань этой большой и благородной теме. В грозных испытаниях 1941 года рождаются его проникновенные песни о матери, проводившей на фронт своих сыновей, а в 1951 году—«Песня матери-героини» {стихи С, Олейника). Есть устойчивая закономерность в стремлении композиторов и поэтов постичь глубину женских образов, чьи личные судьбы сливаются с судьбой Родины. Трепетная чуткость души, безграничная способность к состраданию и любви, всепоглощающее чувство материнства и верность долгу—«все это нашло отражение в песенной лирике. В свойственной ему манере К. Я. Листов создал образы современниц. Песни, посвященные женщине, написаны с искренностью, сосредоточенной углубленностью во внутренний мир героини. Порою, быть может, простодушные, но трогательные душевной открытостью, песни эти обаятельны и чисты, До последних дней сохранял композитор верность теме, Песня «Боевые подруги» (стихи М. Карамушко), написанная в 1975 году, была премирована на Всесоюзном конкурсе, посвященном году женщины. Она переносит слушателя в памятные фронтовые годы. Отмеченные светлой мечтой любви образы боевых подруг в то же время проникнуты духом отваги и бесстрашия.. Отбор выразительных средств, простота фактуры, интонационный строй, внешне не выходят за рамки свойственных композитору традиционных решений, однако же гибкость мелодического движения наполняет песню живым дыханием.
Приходят новые поколения, и каждому из них К- Листов оставил свои песни. Мягкие и задумчивые, со щемящей грустинкой, эпического или задорно-танцевального склада, они всегда полны душевной теплоты и чувства непосредственности.

Произведения К. Листова отличает внутреннее единство! и обращенность в будущее.: Его песни, в их лучших образцах, легко переступают границы своего времени, как бы вырываются вперед, адресуясь молодому поколению наших дней. И это не случайно. К- Листов любил молодежь, умел опереться на интонации, трогающие молодых слушателей.
Рассказ о композиторе был бы неполным, если не отметить его вклад в музыку для детей. В 1936 году зазвучала одна из первых его песен для ребят «Казачата»
(стихи Ц. Солодаря), Годом позднее —«Шагает юность» (стихи Б. Южанина), а следом за нею появились—««Пионерская летная» (стихи С. Алымова), «Физкультурная песня» (стихи Ц. Солодаря), «Если весело, вольно живется» (стихи С. Алымова), «Ручеек» (стихи А. Жарова)', «Воробей» (стихи Аи), «Петя Комаров» (стихи Л. Ошанина). Все это песни предвоенного периода.
Первооснова детских песенных образов пытливые и озорные, стойкие и дружные, беспокойные и добросердечные советские ребята, привлекающие художника своей раскованностью, покоряющей отзывчивостью и человечностью. Они живут в песнях Листова, как и в самой жизни. Песни К. Листова задевают душевные струны, подкупают ощущением солнечности детского мира.
Война внесла свою-" поправку в тематику его песен. И только после победы над врагом композитор вновь вернулся к детской теме. В 1949 году в эфире зазвучали его новые песни — «Про Алешу» (стихи А. Пришельца), «Севастопольский парнишка» (стихи А. Жарова), «Ребята задорные» (стихи Я. Белинского), а позднее «Песенка про Мишку» (стихи В. Лебедева-Кумача), «Кавалерийская дошкольная» (стихи В. Гурьяна) и ставшие популярными «Пионерия шагает» и «Хорошо» (стихи А. Жарова). «Пионерия шагает» надолго вошла в репертуар пионерского Ансамбля песни и пляски имени А. Локтева. Этой песней дети приветствовали делегатов XX съезда КПСС.
Раздел детских песен в творчестве К.Я. Листова не так велик по своему объему. Но лучшие из них легко подхватывались пионерами и школьниками. Особенно популярна новогодняя «Елочка», написанная с С. Алымовым («Как у нашей елочки зеленые иголочки».). Во многом привлекательны песни, посвященные «Олимпиаде-80» и своеобразный песенный цикл на стихи поэтов Н. Добронравова и С. Гребенникова: «Улицы московские», «Песня дружбы». Не остались вне поля зрения ребят и песни последних лет «Туристская», «Песня юных» (стихи Ю. Каменецкого).
Заслуживают внимания оркестровые сюиты для детей, приобщающие самых маленьких слушателей к музыкальному искусству, воспитывающие их вкусы, а главное, дарящие им радость конкретной выразительностью музыкальных образов.

Лучшие песни К. Я. Листова напечатаны в сборниках детских песен, включены в школьные программы, постоянно, звучат в радиопередачах и музыкально-литературных композициях. Простота; формы, естественность музыкальной речи, убедительная для детей пластичность музыкально-образных решений, осмысленность музыкальной фразы, приобретающей изящную легкость движения, —все эти «составляющие» соответствуют характеру жанра и мироощущению тех, кому они предназначены.
Константин Яковлевич Листов всю полноту дарования, жар своей души, весь талант и мастерство отдал песне! Именно в этом «малом жанре», ведущем разведку будущего, композитор нашел свое творческое признание. В его песнях убедительно воплощены события прожитых им вместе со страной десятилетий. Лучшие произведения композитора, удостоенного в 1973 году почетного звания народного артиста РСФСР, сохранили на многие годы свежесть восприятия нового, отзывчивость к требованиям своего времени. В результате творческих поисков было немало счастливых находок. Кто знает, сколько пережито и передумано за рабочим столом, за роялем. И когда новая песня получала всеобщее одобрение, это и было самой большой радостью для Константина Яковлевича Листова — значит, его труд нужен людям, дорог им!
Жизнь композитора оборвалась в 1983 году. Но жизнь его песен продолжается.