Литература, пособия по музыке для студентов, учащихся музыкальных заведений
Г. Литинский
Задачи по полифонии
исполнение на фортепиано
Часть первая
“Музыка”, 1965г.
номер 1121
Только описание!!!
содержание:
ОТ АВТОРА
Общеизвестно, что курс полифонии подытоживает один из серьезных этапов
воспитания молодого композитора. Однако, этим не исчерпывается значение
полифонии в композиторской практике; на разных по времени и характеру
этапах творчества художника полифония продолжает оказывать большое влияние
на все стороны его мастерства.
Новые задачи, выдвинутые жизнью перед советским музыкальным искусством,
обязывают вновь подумать о дальнейшем совершенствовании преподавания музыкально-теоретических
дисциплин, в частности курса полифонии у композиторов. Сложившаяся практика
изучения полифонии предусматривает выполнение довольно широкого круга
композиционных, теоретических и аналитических заданий, многообразие форм
и разносторонний характер которых способствует лучшему усвоению курса.
В то же время нельзя не заметить, что в методике преподавания полифонии
отсутствует существенное звено: специальные задания, предназначенные для
выполнения непосредственно за инструментом. Так обстояло дело в прошлом,
так обстоит оно и в наше время. Отсутствие упомянутых заданий, независимо
от причин, порождающих подобное положение, все более ощутимо сказывается
на развитии полифонического мышления молодого композитора. К этому выводу
автора привели систематические прослушивания множества самых разнообразных
произведений в повседневной общественно-музыкальной жизни.
Если кратко обобщить свои наблюдения, придется с сожалением признать,
что значительная часть выразительных средств образно-тематического развития,
связанных с полифоническим искусством, выпадает из поля зрения композиторской
молодежи. Можно без преувеличения сказать, что подавляющее большинство
молодых композиторов не мыслит полифонию вне элементарных видов и форм
имитации. Да и такая имитационность понимается ими чаще всего узко, без
должного внимания к тому новому (хотя бы в ладофункциональном соотношении
том и ответов и принципов их развития), что достигнуто практикой советских
композиторов старшего поколения и лучшими представителями реалистического
направления зарубежного музыкального творчества.
Упрощенное представление о средствах полифонического развития неизбежно
приводит к серьезным осложнениям, которые возникают в тех фазах образно-музыкального
развития, где молодой композитор начинает утрачивать власть над тематическим
материалом. Именно в таких случаях, сопровождающихся постепенным ослаблением
логики тематического развития, неокрепшая творческая инициатива начинает
«метаться» и поисках выхода из трудного положения. В результате, как показывают
наблюдения, возникают разделы, существо которых основано на импровизации,
нередко утрачивающей связь с темой. Встречается и противоположное, когда
в процессе импровизации главенствующую роль начинают играть бесконтрольные
повторы, превращающие тему в своего рода навязчивую идею. Таким образом
молодой композитор попадает в «заколдованный круг», из которого выбраться
весьма трудно.
Немало и таких случаев, когда единственным выходом из возникших трудностей
кажется фугато, которое, по мнению малоопытного композитора, якобы гарантирует
«непогрешимость». Главным недостатком таких фугатных разделов является
немотивированность их возникновения с точки зрения логики музыкального
развития и жанровых черт композиции. Этот недостаток нередко усугубляется
прекращением «фугирования» до исчерпания даже скромных возможностей его
развития.
Все это обусловлено многими причинами. Одной из них является неполная
осведомленность молодежи в соответствующей музыкальной литературе, классической
и современной, хотя, казалось бы, нет оснований жаловаться па отсутствие
интереса или внимания к ней и процессе обучения. Другие причины связаны
- не побоимся сказать - с недостаточной органичностью усвоения курса полифонии.
Полифония, как и иные сферы творчества, требует последовательного развития
у композитора специфически полифонического мышления н естественном сочетании
его с индивидуальными особенностями дарования. В этом автор не однократно
убеждался на ряде опытов, проведенных со студентами-композиторами разной
степени одаренности.
Каковы же средства, которые смогли бы способствовать устранению существующей
у большинства начинающих композиторов разницы в остроте гармонического
и полифонического мышления и усилению второго?
Одним из таких средств автору представляется предлагаемый задачник по
полифонии, и котором предусмотрена целесообразная последовательность в
расположении задач для выполнения их на фортепиано в рамках двухголосия.
При выполнении задач ладогармонические средства и музыкальный стиль ничем
не должны отличаться от аналогичных средств, которыми начинающий композитор
пользуется в своей работе. Таким образом исключается применение норм полифонии
строгого письма.
В своей работе автор руководствовался главным образом интересами совершенствования
воспитания композиторов. Однако, это не исключает более широкого применения
его в учебной практике: характер заданий позволяет использовать их для
углубления знаний и усиления творческого начала у молодых музыковедов
и исполнителей. Кроме того, он может служить пособием для самостоятельного
музыкально-творческого совершенствования.
Г. Литинский
Задачи по полифонии
исполнение на фортепиано
Часть третья
“Музыка”, 1967г.
номер 5103
Только описание!!!
содержание:
От автора
Третья часть «Задач по полифонии» является продолжением и завершением
предшествующих частей и предусматривает дальнейшее развитие полифонического
мышления молодого композитора. Составляющие ее задачи обращены к двум
существенным сторонам творческой культуры и композиционного мастерства
в области современного советского реалистического и прогрессивного зарубежного
музыкального творчества: полиметрии и политональности.
Применительно к каждой из этих двух сторон задачи рассчитаны на овладение
полифонией двух и трех голосов, соответственно с двумя, затем тремя разными
метроритмическими структурами в одной тональности, а в дальнейшем—полифонией
двух и трех голосов в двух, затем в трех разных тональностях и в соединении
условий полиметрии с политональностью.
Как и в предшествующих двух частях, задачи этой части предусматривают
импровизационное решение их за инструментом.
Однако очевидные трудности, возникающие в связи с непривычностью к таким
средствам творческого воплощения, делают необходимыми на первой стадии
усвоения материала предварительные письменные эскизы.