Музыкальные диктанты - Ж.Металлиди, А.Перцовская

Музыкальные диктанты

Литература, пособия по музыке

 

 

диктанты
Музыкальные диктанты для ДМШ
составители Ж.Металлиди и А.Перцовская
“Музыка”, 1986г.
номер 2848
Только описание!!!

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый сборник одноголосных диктантов представляет собой пособие для преподавателей детских музыкальных школ, а также музыкальных училищ.
Сборник составляют отрывки из произведений русской и зарубежной классики, современных композиторов, образцы народного творчества. При выборе музыкального материала предпочтение отдавалось мелодиям завершенным по форме, ярким и запоминающимся. Большая часть их представлена в оригинальном виде; в некоторые внесены изменения (тональные, регистровые, мелодические — например, исключены мелизмы), обусловленные удобством записи диктанта.

Сборник содержит 405 мелодий. При систематизации материала составители руководствовались методическими принципами, сложившимися в процессе педагогического опыта работы в школе.
Диктанты распределены по основным темам, соответствующим программе с I по VII класс. Отдельный раздел составляют диктанты для VIII класса. К каждой теме даны методические указания.
Форма диктанта наиболее полезна для закрепления тех или иных теоретических понятий. Поэтому распределение диктантов по темам, а не по классам представляется наиболее удобным для пользования сборником. Принцип систематизации данного сборника значительно облегчает педагогу выбор мелодий для развития на уроке сольфеджио необходимого слухового навыка.
Известны различные формы проведения музыкальных диктантов. Кроме обычного диктанта, практикуются также: а) диктант с предварительным анализом, б) диктант для развития музыкальной памяти, в) запись предварительно выученной мелодии, г) устный диктант.
При записи диктанта важно выбрать форму работы, наиболее подходящую для усвоения (быстрого запоминания, осознания и записи) данной мелодии. Поэтому в методических указаниях к темам предлагаются определенные формы работы над некоторыми диктантами. Для развития музыкальной памяти на занятиях с учениками старших классов можно, кроме того, использовать диктанты из предыдущих разделов.

Во всех классах полезно выучивать наизусть записанные диктанты и транспонировать их в пройденные тональности. Транспонирование способствует не только усвоению тональностей, но и более прочному закреплению изучаемого материала.
Выше подчеркивалось, что в процессе развития слуха форма диктанта важна для закрепления навыков, приобретенных с помощью других форм работы на уроках сольфеджио. Наиболее традиционные из них — интонационно-слуховые упражнения, анализ на слух, пение по нотам. К моменту записи мелодии ученик должен достаточно владеть изучаемым материалом. Проверить уровень знаний можно не только на специальных упражнениях, в диктанте, но и в творческих заданиях, которые являются своеобразной формой диктанта. Учащимся предлагаются различные формы сочинения: дописать музыкальный ответ, сочинить мелодию в определенном жанре (например, вальс, мазурку, марш, колыбельную), написать вариации на тему, сочинить песню на заданный текст и т. п. В таких упражнениях непременно должны быть использованы изучаемый интервал, аккорд или ритмическая группа. Правильная запись свидетельствует об усвоении изучаемой темы.
Составители приносят большую благодарность преподавателю музыкальной школы-десятилетки при Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова С. Е. Белкиной и педагогу Городской музыкальной школы А. В. Барабошкиной за методическую помощь в процессе подготовки сборника.

 

диктанты
Двухголосные диктанты

для III - VIII классов детских музыкальных школ
“Советский композитор”, 1988г.
Только описание!!!

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
Предлагаемый сборник двухголосных диктантов представляет собой пособие для преподавателей сольфеджио музыкальных школ и училищ.
Материалом для сборника послужили произведения русской и зарубежной классики, народного творчества, а также советских композиторов. При отборе материала и его систематизации составители руководствовались теми методическими принципами воспитания музыкального слуха, которые сложились в процессе их многолетнего опыта работы.

Использованные мелодии проверены на занятиях. Отбирались произведения по их художественной ценности, яркости и запоминаемости, а также ясности и завершенности формы. В большинстве диктантов музыкальный материал сохранен в своем оригинальном виде, имеются лишь такие неизбежные изменения, как, например, использование крайних голосов; некоторые отрывки даются в транспорте.
С третьего класса вводятся двухголосные и гармонические диктанты. Представляется неверным вырабатывать навыки слышания и записи нескольких голосов лишь в процессе вокально-интонационных упражнений, сольфеджирования и анализа на слух. Опыт показывает, что итогом работы над развитием гармонического слуха и закреплением приобретенных навыков является запись двухголосного диктанта. Вот почему необходимо вводить такие диктанты уже в третьем классе.
Прежде чем приступить на уроках к записи двухголосных диктантов, необходимо подготовить и соответственно воспитать определенные слуховые навыки. Такие формы работы должны быть систематическими и разнообразными. Только после того как ученики научатся свободно петь и слышать несколько голосов, достаточно быстро строить и определять интервалы и аккорды в гармоническом звучании, целесообразно вводить запись двухголосных примеров.
В данном сборнике отобраны в основном диктанты интервального и гомофонно-гармонического склада. Лишь в некоторых примерах имеются элементы полифонии. Такой отбор определен требованиями по программе курса сольфеджио в музыкальных школах.

Для записи диктантов интервального склада полезны следующие подготовительные формы работы:
1) слушание, определение и пропевание интервалов с разрешением в тональности;
2) определение и пропевание консонансов и диссонансов в гармоническом изложении двумя группами учащихся вне тональности;
3) определение на слух и запись цифрами интервалов на примерах из художественных произведений;
4) пение двухголосных отрывков из музыкальных произведений и народных песен;
5) сочинение второго голоса к одноголосным мелодиям, запись его и пропевание;
6) импровизирование второго голоса при пении одноголосных примеров с листа.
В процессе записи диктантов интервального склада важно добиваться одновременной записи голосов как мелодически связанной последовательности интервалов.
Для записи диктантов гомофонно-гармонического склада необходимо приобретение определенных слуховых навыков. Одним из основных требований для записи таких диктантов является умение слышать функциональное значение баса. Поэтому при изучении аккордов очень полезны следующие формы работы:
1) построение аккордов от звука с разрешением в соответствующую тональность;
2) пропевание баса в аккордах при их разрешении;
3) пропевание баса в аккордовых последовательностях с одновременным проигрыванием остальных звуков аккордов;
4) прослушивание гармонической последовательности в разной фактуре и в разных музыкальных размерах;
5) прослушивание гармонической последовательности на примерах из художественных произведений;
6) творческие задания на предложенную цифровку, например сочинение этюдов, свободных по форме импровизаций, сочинение песен и романсов;
7) сочинение и запись аккомпанемента к одноголосным мелодиям.
В диктантах гомофонно-гармонического склада бас и верхний голос более самостоятельны. Поэтому можно записывать голоса поочередно в пределах фразы или предложения. При этом необходимо обращать внимание учеников на сочетание обоих голосов на функциональное значение баса. Полезно прививать также навыки эскизной записи таких диктантов.
Особенно важным при работе над двухголосным диктантом является предварительный анализ музыкального материала. В интервальных диктантах полезно назвать или записать цифрами под нотами последование интервалов.
В гомофонно-гармонических диктантах важно прослушать функциональное последование в нижнем голосе, а в отдельных примерах возможна даже предварительная запись цифровки.
В настоящем сборнике диктанты систематизированы по классам. Однако такое деление условно. Несомненно, что при выборе необходимого диктанта педагог должен учитывать возможности и уровень подготовки учащихся.
Составители приносят большую благодарность за методическую помощь преподавателю специальной музыкальной школы при Ленинградской консерватории С. Е. Белкиной, педагогу Музыкального училища при Ленинградской консерватории М. А. Гиндиной, педагогам-теоретикам Музыкального училища им. М. П. Мусоргского и членам городского методического бюро теоретической секции.