Композитор Б. Мокроусов
ноты для аккордеона (баяна) в pdf
Борис Андреевич Мокроусов
ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА В ПЕРЕЛОЖЕНИИ ДЛЯ АККОРДЕОНА
Составитель Николай Борисович Горлов
«Музыка», 1982 г.
номер 11591
(pdf, 2.45 Мб)
содержание:
Борис Андреевич Мокроусов родился 27 февраля 1909 года в Канавине, недалеко
от Нижнего Новгорода (ныне Горький).
Это было трудное для России время, когда после революционного взрыва 1905
года наступила полоса жестокой реакции. Самым мрачным десятилетием в жизни
русского народа назвал Максим Горький этот период.
Как и большинству в те годы, нелегко приходилось семье железнодорожного
рабочего Андрея Мокроусова — отца будущего композитора. И кто знает, не
будь революции, может, и Борис Мокроусов разделил бы участь многих и многих
одаренных русских людей, «зарывших свой талант в землю».
По пришел Октябрь и по-своему стал писать историю страны, народа, каждого
отдельного человека. Перед Борисом Мокроусовым открылись двери школы.
...Школьный учитель полагал, что из мальчика вырастет художник: Борис
хорошо рисовал. Но более властно его увлекло другое искусство — музыка.
В детстве Борис Мокроусов не мог и мечтать о музыкальном образовании.
Теперь многое изменилось. Все началось с самодеятельного школьного домрово-балалаечного
оркестра, участником которого стал Борис. Там он, казалось, довольно легко
научился по слуху играть на различных инструментах: сначала на балалайке,
затем на мандолине, гитаре. Сближению с музыкой в значительной мере способствовало
и другое. В первые годы после революции по всей стране создавались рабочие
клубы очаги массовой культуры. Народная власть стремилась открыть дорогу
к искусству самым широким слоям трудящихся. Появился один из таких клубов
— клуб железнодорожников и в Нижнем Новгороде. Здесь Мокроусов, тринадцатилетний
подросток, впервые услышал рояль...
Прошло не так много времени, и вот он уже играет по слуху и па этом инструменте,
подбирает поправившиеся, где-то услышанные мелодии. Пробует сочинять и
свои...
Еще два года спустя Борис Мокроусов начинает работать в клубе тапером.
Была такая профессия во времена немого кино. Шел фильм, а рядом с экраном
сидел пианист и играл — иллюстрировал происходящее в кинокартине, музыкой
помогая зрителям глубже войти в эмоциональный строй фильма, в его ритм.
Но вскоре подобное общение с музыкой перестает удовлетворять Бориса. Он
все яснее понимает, как мало еще знает и умеет. Все отчетливее ощущается
стремление заняться любимым делом всерьез.
1925 год... К этому времени Борис Мокроусов заканчивает школу и успевает
овладеть специальностью электромонтера; он уже приносит домой получку,
пусть скромную, по заработанную своими руками.
И вот шестнадцатилетний юноша смело делает крутой поворот в своей судьбе.
Он решает «начать все сначала», решает посвятить себя искусству, без которого,
чувствует, ему не жить.
Борис Мокроусов приходит поступать в Нижегородский музыкальный техникум.
Здесь без особого энтузиазма встретили переростка, не имевшего даже минимальной
подготовки, необходимой для поступления в музыкальное учебное заведение.
Но нашелся прозорливый человек преподавательница Нина Николаевна Полуэктова,
которая почувствовала в юноше что-то глубоко музыкальное и, поверив в
его дарование, взяла в свой класс.
Начались упорные занятия. Прежде всего юноша стремится овладеть игрой
на фортепиано. Работает не жалея времени и сил.
Вот как он несколько лет спустя рассказывал об этом своему товарищу по
консерватории: «...Я не мог, как все, добросовестно, до конца выучить
этюды Черни или другие традиционные и обязательные для начинающих сочинения.
Ленился? Какое там! Часами один сидел в музыкальном классе, играл. Но
только играл-то не заданное. Свое играл, то, что просилось само, настойчиво
рвалось наружу. Играл, понимаешь, ночами. Уборщицу-старушку обманывал.
Она, бывало, перед тем, как запереть училище, кричит: «Все ушли? Есть
кто?» Молчу. Уйдет — вот мне раздолье. Что играл? Сначала вроде знакомое.
У нас на Волге песен богато. Многоголосие... — красота древняя, русская.
Потом незаметно на свое переходил...»
Так рождался композитор.
Н. Михайловская
из книги "Мастера советской песни"