Песенник, сборник нот для фортепиано, баяна
Кирилл Молчанов
Песни
для голоса (хора) в сопровождении фортепиано (баяна)
составитель Е. Годзиковская
“Советский композитор”, 1985г.
номер с7110к
(pdf, 4.36 Мб)
содержание:
Композитор Кирилл МОЛЧАНОВ (1922 — 1982 гг.) — автор многочисленных опер,
балетов, вокальных и инструментальных произведений, романсов, песен, музыки
к спектаклям, теле- и кинофильмам.
Песенное творчество Кирилла Молчанова сравнительно невелико по объему,
но именно с песней связаны и первое общественное признание и широкая популярность
композитора среди любителей музыки. Высокая гражданственность, драматизм
в сочетании с глубоким лиризмом отличают лучшие песни Кирилла Молчанова.
По-своему претворяет и развивает композитор лучшие традиции советской
массовой песни двадцатых-сороковых годов.
В настоящий сборник вошли песни Кирилла Молчанова разных лет, нашедшие
широкое признание у слушателей. Многие из песен написаны к теле- и кинофильмам.
В сборник также включены некоторые песенные эпизоды из опер «Пастух и
пастушка» («Верность») и «Зори здесь тихие».
Открывающая сборник песня «Слово Родина — первое» на стихи В. Татаринова
предназначена для сольного исполнения. Выразительная декламационность
мелодики, развернутый аккомпанемент, изысканность гармонического языка
придают песне лирико-эпический характер.
Две следующие песни — «Нас водила молодость» на стихи Э. Багрицкого и
«Триполье» на стихи В. Татаринова — посвящены героическому времени становления
Советской власти. Первая решена в традициях походного марша, вторая —
песенно-романсного склада, полна лирико-драматической взволнованности.
Лучшие песни композитора и большинство его опер связаны с темой Великой
Отечественной войны. Отнюдь не случайно введение" в оперы завершенных
песенных эпизодов. Это и специальный драматургический прием, и внесение
в музыкальную ткань оперы особой теплоты, человечности, задушевной интимности.
«Песня о шинели» на стихи Ю. Друниной, «У могилы святой» на стихи С. Гудзенко,
«До свидания, мальчики» на стихи Б. Окуджавы из оперы «Пастух и пастушка»
(«Верность»), песня Женьки Комельковой «Жди меня» на стихи К. Симонова
из оперы «Зори здесь тихие» по своей стилистике, особому эмоциональному
настрою связаны с лучшими страницами песенной лирики военных лет.
Одна из ранних песен, «Давай побеседуем вновь» на стихи М. Светлова (1950
г.), привлекает своей непосредственностью, мягким юмором. Написанная в
широко распространенном в те годы жанре бытового лирического вальса, она
позволяет соприкоснуться с незабываемой атмосферой первых послевоенных
лет, знакомой сегодня многим из нас только по кинофильмам. Собственно,
именно с таких песен и начиналась песенная «карьера» композитора.
Всенародную любовь и признание принесли композитору песни из кинофильма
«Дело было в Пенькове». Одна из них — «А я люблю женатого» — включена
в сборник.
В конце шестидесятых-годов на экранах страны появился прекрасный фильм
«Доживем до понедельника» с музыкой Кирилла Молчанова. Гибкость композитора
к духовному миру юности поразительна. Пронзительная чистота музыкального
образа, юношеская эмоциональность при внешней скупости выразительных средств
придают «Журавлиной песне» из этого фильма особую свежесть и обаяние,
хотя по жанру это традиционный школьный вальс.
В сборнике представлен также довольно редкий для композитора пример стилизации
крестьянской народной песни — «Ах, талан ли мой!» из кинофильма «Россия
молодая».
Яркая грань композиторской палитры Кирилла Молчанова — песни-романсы.
Эмоциональная содержательность музыкальных образов, лирико-романтическая
взволнованность, изысканность гармонии и аккомпанемента объединяют такие
разные по содержанию песни, как «Колыбель» на стихи А. Токомбаева, «Ты
рядом» на стихи Ю. Друниной из оперы «Пастух и пастушка», «О тебе я думаю»
на стихи Р. Гамзатова, «Улетели листья» на стихи Н. Рубцова, «Окно» на
стихи М. Цветаевой из телефильма «Куда залетел певчий кенар» и ряд других.
Эти песни обогатят репертуар не только певцов-профессионалов, но и певцов,
занимающихся в художественной самодеятельности.
Хочется отметать, что песни, Кирилла Молчанова отличает не только яркая
музыкальная образность, стремление воплотить гражданственные и нравственно-этические
идеалы современности, но и прекрасный синтез музыки и высокой поэзии.
На страницах сборника песен Кирилла Молчанова любители музыки еще раз
встретятся с поэзией М. Цветаевой, Р. Гамзатова, Ю. Друниной, Б. Окуджавы,
М. Светлова, К. Симонова, В. Татаринова, Н. Рубцова, Н. Доризо.
Евгения ГОДЗИКОВСКАЯ
Кирилл Молчанов
Зори здесь тихие
опера в двух частях
либретто К. Молчанова по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие..."
клавир
“Советский композитор”, 1978г.
номер с4630к
(pdf, 9.5 Мб)
содержание:
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ВАСКОВ, старшина, комендант разъезда —бас
КИРЬЯНОВА, помкомвзвода, сержант —сопрано
ОСЯНИНА РИТА, младший сержант —меццо сопрано
КОМЕЛЬКОВА ЖЕНЬКА -меццо-сопрано
БРИЧКИНА ЛИЗА —сопрано
ГУРВИЧ СОНЯ -сопрано
ЁЛКИНА -сопрано
ПЕРВАЯ ЗЕНИТЧИЦА —сопрано
ВТОРАЯ ЗЕНИТЧИЦА —меццо-сопрано
МАРЬЯ, хозяйка дома, где живет Васков —сопрано
ПОЛИНА, вдова —меццо-сопрано
ГИТАРИСТ -баритон
Туристы, жители деревни, где во время войны располагалась зенитная часть
—смешанный хор
Время действия—Великая Отечественная война, 1942 год и наши дни. Место действия—Карелия.
Продолжительность звучания 2 часа
Пролог
Часть первая
Хор и сцена девушек и Васкова
Воспоминание Риты
Сцена и романс Женьки
Воспоминание Женьки
Сцена и приход Васкова
Сцена Риты и Женьки
Сцена и монолог Васкова
Появление Риты
Тревога
Сборы
Проводы девушек и Васкова
Часть вторая
Вступление
На берегу озера
Сцена Васкова и Лизы
Воспоминание Лизы
Сцена Васкова и Сони
Воспоминание Сони
Немцы идут
Сцена девушек и Васкова и уход Лизы
Гибель Лизы
Хор и сцена девушек и Васкова
Гибель Сони
Перед боем
Бой
Эпилог