Б. Можжевелов - Мелодии для гармонизации

ВВЕДЕНИЕ

Учебники гармонии



Пособия, учебники по гармонии

 

О ГОМОФОНИИ

 

 

Прежде чем перейти непосредственно к гармонизации, остановимся на- некоторых теоретических предпосылках, которые помогут уяснить суть процесса гармонизации, вскрыть его механизм.
До тех пор пока учащийся выполняет задачи на построение и соединение аккордов, осваивает кадансы, он находится в сфере гармонического склада и имеет дело только с гармоническими закономерностями.
Гармонизация включает в фактуру еще один компонент — мелодию, фактура усложняется — становится гомофонной.
В музыкальной практике гомофонный склад применяется очень широко. Варианты его построения достаточно разнообразны, но при всем разнообразии конкретных форм построения фактуры в них есть и общее: сосуществование двух различных линий развития — двуплановость. Можно говорить об этой особенности как о специфическом принципе гомофонии.
Особенно наглядно гомофонность проявляется в фактуре, построенной в виде объединения мелодии с гармоническим сопровождением. В этом случае двуплановость явствует уже из самого рисунка фактуры. Однако этим внешним признаком двуплановость гомофонной организации не исчерпывается. Гораздо более существенно то, что гомофонная двуплановость сочетает линии, разные по своей природе, что здесь одновременно действуют два разных типа закономерностей, что каждому плану развития присущи свои особенности, своя логика. Развиваясь по законам мелодического развития, мелодия опирается на гармоническую основу, гармонический подтекст, «гармонический план», подчиняющийся логике гармонических закономерностей, — то есть можно говорить о мелодическом и гармоническом планах развития. Поскольку такая дифференциация гомофонной ткани обусловлена не внешними особенностями изложения, а разной природой ее главных слагаемых, то вполне естественно, что она имеет место в любых вариантах построения гомофонной фактуры, в том числе и в хоральной фактуре, характерной для задач начального этапа. При гармонизации такая неоднозначность гомофонной фактуры обязательно должна приниматься во внимание. А из этого следует, что одного знания гармонических закономерностей для гармонизации мелодии недостаточно: нужно еще ощутить связь гармонии с мелодией, их взаимное влияние, взаимоотношение мелодии и гармонии в форме — то есть различать оба плана фактуры н считаться с особенностями каждого из них. Другими словами, гармонизация предполагает не только (и не столько) нахождение отдельных аккордов и их верное соединение, но прежде всего выявление линии гармонического развития, гармонического плана. Собственно говоря, задача гармонизации во многом и заключается в том, чтобы найти наиболее отвечающий характеру и строению данной мелодии гармонический план.
Что же можно сказать о соотношении мелодии и гармонии, о гармоническом развитии в условиях гомофонного склада?
В ансамбле гомофонной фактуры ведущую роль играет мелодия, но тем не менее гармонический план относительно самостоятелен. Самостоятельность его может проявляться прежде всего в наличии собственного ритма развития. В целом движение гармонии обычно несколько замедленно, смена аккордов, а тем более функций, происходит реже, чем смена звуков в мелодии, хотя иногда на выдержанных тонах мелодии гармония может меняться и чаще. Гармонический план может вступать позже или раньше мелодической линии — в этом также проявляется его самостоятельность. Как более тяжеловесный, гармонический план естественнее вступает на сильной доле — поэтому затакт часто не гармонируется.
По своему строению гармонический план, независимо от того, противопоставлена мелодия фактурно-гармоннческому комплексу или входит в него в качестве верхнего голоса, представляет связную последовательность аккордов. Логика развития гармонического плана сравнительно проста: она основана, главным образом, на функциональной связи аккордов, так что за последовательностью аккордов стоит последовательность гармонических функций. Правда, возможны участки с чередованием нескольких аккордов одной функции (функциональные фазы), вследствие чего скрытая за последовательностью аккордов последовательность функций идет в укрупненном масштабе. В этом случае ритм смены гармонических функций не совпадает не только с ритмом мелодии, но и с ритмом чередования аккордов.
Конечно, отдельные аккорды могут выступать и в виде самостоятельных, изолированных комплексов, но это случается не часто. Обычно же функциональные соотношения аккордов выявляются очень активно; в движении (особенно в совместном с мелодией движении) они проявляют тенденцию к объединению в группы, и тогда вся аккордовая последовательность приобретает оформленный характер благодаря возникновению в ней момента членения: подобно многим процессам, протекающим во времени, гармоническое развитие складывается из ряда звеньев, отделенных друг от друга цезурами. Эти звенья, представляющие собой более или менее завершенные построения кадансового типа, называются гармоническими оборотами.
Гармонические обороты организуют аккордовую последовательность в стройную линию гармонического развития, являясь его элементарными формообразующими ячейками. По функциональному смыслу гармонические обороты — это обычные ка-дансовые обороты: автентические (Т—D, D—Т, Т—D—Т), плагальные (S—Т, Т—S, Т—S—Т), сложные (Т—S—D, S—D-T).
Гармонические обороты могут быть прерванными и модулирующими. Будучи построены не на основных, а на переменных функциях, они принимают вид ладовых оборотов (например, в натуральном миноре оборот VII—III — ладовый автентиче-ский, оборот VI—III — ладовый плагальный). Переход от одного оборота к другому также функционально обусловлен, и поэтому в целом в гармоническом плане можно проследить линию функционального развития.

Скачать учебники по гармонии

Случаи нарушения функциональной логики, в принципе конечно возможные, в школьной практике встречаются не так уж часто и не нарушают стройности функционального плана в целом.
Не все аккорды в одинаковой степени важны для определения контуров гармонического оборота. Внутри него могут быть промежуточные аккорды, не имеющие определяющего значения для функциональной характеристики оборота, либо входящие в функциональную фазу, не нарушая ее устоявшегося характера. Связующий аккорд (обычно доминантовый) возможен и между оборотами.

Пособия по гармонии- скачать

В примере 2а уменьшенный септаккорд является промежуточным внутри автентического оборота, в примере 26 проходящий Ve4 является промежуточным внутри тонической функциональной фазы.
По протяженности гармонические обороты могут быть разными, но при этом они так или иначе соотносятся с формой мелодии, объединяя отдельные ее элементы — мотивы, фразы, предложения или даже период.