А. Новиков (ноты)
Жизнь и творчество композитора
Анатолия Новикова
Нотные сборники для голоса и фортепиано
Весьма весомый и значительный раздел в творчестве
Новикова составляют публицистические песни. Их темы — Ленин, партия, Родина,
рабочий класс и его юное поколение — комсомол. Все эти песни пронизаны
идеей борьбы за мир.
Песни о Ленине — это своеобразная новиковская «лениниана»; среди них —
немало подлинных находок. Прежде всего, это песня «Ленин» для русского
народного хора на слова М. Исаковского. Как и все лучшее в новиковской
«лениниане», песня привлекает своей хорошей простотой, естественным течением
и развитием мелодии, теплотой и торжественностью.
Имя Ленина звучит лишь в самом конце песни — к нему ведут все поэтические
образы, все предшествующее развитие поэтического текста:
Чем выше имя Ленина восходит,
Тем все светлей и шире небосвод.
Песня славит не только имя, дорогое всем народам
Земли, а «Всего живого свет и торжество», что и является синонимом имени
Ленин.
В 1968 году совместно с Л. Ошаниным Новиков написал массовую песню «Ленина
помнит Земля». Сразу же запоминающаяся мелодия привлекает своей весенней
свежестью, столь неразрывной со строками стихотворения:
Ленин столетний моложе, чем прежде,
В наших делах.,
Ленин незримо шагает с тобою
В завтрашний день,
В солнечный завтрашний день.
Вызывает симпатию «Солнце поколений» («Песня о Ленине») на слова Р. Селянина,
предназначенная для исполнения детским двухголосным хором:
Ее светлая, чуть наивная мелодия на словах:
Светоч нашей жизни, солнце поколений,
Сердце нашей партии родной —
обретает широту, торжественность.
Приходилось слышать исполнение этой песни в нескольких детских школьных
и даже дошкольных хорах. Зоркие и внимательные детские глаза светились.
Видимо, мелодия и слова песни были созвучны их представлению о дорогом
образе Ленина.
В песне «Ленин с нами» на текст М. Вершинина раскрыта глубокая идея, осознанная
миллионами людей не только в нашей стране, но и далеко за ее рубежами.
Особенно широко и торжественно слова песни звучат, когда вступает хор:
Песня «У Мавзолея» на слова Р. Селянина (1963), судя по строго выдержанному
среднему диапазону, предназначена для детского хора. Она привлекает своей
ясностью, мажорностью и вместе с тем сдержанностью, даже некоторой суровостью
колорита. Этой сдержанностью и суровостью чувств окрашена торжественная
минута свидания с Ильичем.
В песне «Ленин с нами» на текст М. Вершинина раскрыта глубокая идея, осознанная миллионами людей не только в нашей стране, но и далеко за ее рубежами. Особенно широко и торжественно слова песни звучат, когда вступает хор:
Тихо, словно про себя, поют люди эту душевную мелодию, даже
в хоровом заключении звучащую не громко, лишь mezzo forte. И это хорошо
оттеняет просто и значительно выраженную мысль:
Ленин с нами!
И люди спокойны,
Если рядом Владимир Ильич.
Песня стала любимой взрослыми и детьми. Она пришлась по душе людям благодаря
открытой эмоциональности, теплоте и выразительности мелодии.
Образу Ленина посвящены также торжественная патриотическая песня для русского
народного хора «Родина — Ленин — Партия» (слова А. Соболева), хоровая
песня на слова Д. Луценко «Ленинская партия» и песня для хора с сопровождением
фортепиано «Народу партия верна», слова В, Харитонова (1955).
Нельзя обойти молчанием две другие песни, созданные на тексты В. Харитонова.
Это два молодежных марша — «Резервы трудовые» (1965) и «Марш коммунистических
бригад» (1958). Второе сочинение очень популярно и часто звучит в торжественные
дни. Главное в этих песнях — призыв жить по-ленински:
И Ленин на знамени,
И на него равнение! —
вот смысл первого текста.
Как утверждение молодой воли к труду, к трудовому подвигу воспринимается
энергичная тема:
Светло, убежденно звучит мелодия «Марша коммунистических бригад»:
Уверенно акцентируя каждый слог, поющие словно зовут всех окружающих вперед, к «счастью на века!» Ибо
У Советской власти Сила велика!
И потому победное утверждение:
В коммунистической бригаде
С нами Ленин впереди! —
требует своего повторения в еще более ликующем, апофеозном звучании:
«Марш коммунистических бригад» пришелся по душе миллионам людей; в нем выражена слава труду, восхищение людьми труда. Вот почему возглас: «С нами Ленин впереди!» — воспринимается не как декларация, а как клятвенное обещание быть верным Ленину во всем: в труде, в бою, в жизни.
Одновременно с песнями о Ленине у Новикова
возникали песни, посвященные непобедимой партии коммунистов всего мира
и прежде всего Коммунистической партии Советского Союза. Это «Душа народа
— партия моя», «Есть такая партия», «Партия, слушай родная», «Марш коммунистов»
и ряд других. Три первые песни написаны в содружестве с Л. Ошаниным.
Творческие встречи с Ошаниным для Новикова были в подавляющем большинстве
случаев удачными. Давно полюбились народу такие чудесные песни Новикова,
как «Родина моя», «Россия», «С тобой, Россия». Так «Родина моя» была написана
в 1946 году, когда сердца миллионов еще кровоточили при воспоминании о
незабываемых утратах. В то время самое слово Родина обретало смысл особо
возвышенный, остро волнующий:
Родина моя,
Мирная, любимая!
Нерушима, неприступна
Родина моя!
Эти пламенные слова продиктовали неожиданное строение песни: после двух
тактов фанфарного вступления звучит хоровой запев — музыка как будто начинается
прямо с кульминации. С самого высокого звука низвергаются нисходящие параллельные
трезвучия, а затем начинается неторопливый, но неуклонный подъем мелодии,
завершающийся тем же патетичным возгласом, каким песня и начинается: «Нерушима,
неприступна Родина моя!». Волной подымается народный голос в решающий
час, и слово «Родина» звучит необыкновенно торжественно, а ласковое «моя»
растягивается, подчеркивая основную мысль: никто в мире не смеет посягнуть
на священную землю родной страны:
Затем вступает солирующий голос, рассказывающий о праздничной
Красной площади, о «мечте, о счастье светлых дней». Мелодия обретает спокойствие,
уверенность и силу. И тогда начинающий песню запев становится заключением,
он увенчивает сочинение как звезда, сияющая на Спасской башне Кремля.
Новикову удалось создать ряд лирико-патриотических песен, в которых нежная
любовь к Родине показана сквозь призму истинно героических чувств.
Подобное чувство охватывает слушателей, когда звучит песня «Россия», для
которой С. Алымов сумел найти волнующие своей искренностью слова:
Светит солнышко
На небе ясное.
Цветут сады,
Шумят поля.
Россия вольная.
Страна прекрасная,
Советский край —
Моя земля!.
На этих словах основывается припев песни, контрастирующий своим ритмом
и настроением с запевом, который носит характер лирического раздумья,
а прекрасная по красоте его мелодия напоминает русские песни.
Она привольно и свободно разливается, славя Советскую Родину:
В песне на слова П. Градова «С тобой, Россия» самым привлекательным в тексте кажется второй куплет:
До чего же Волга схожа с песней русской,
До чего раздольна и грустна чуть-чуть!
Здесь когда-то Ленин шел тропинкой узкой,
А Россию вывел на широкий путь!.
Объединяет кратко описанные песни и хоры в стилистическом отношении эпический,
неторопливый, нередко повествовательно-былинный тон, всегда согретый сердечным
теплом, искренним волнением, струящимся как бы изнутри и мудро сдерживаемым.
В этом «песенном венке» выделяется и «Белая береза» на слова С. Васильева
— рассказ о битве за Москву, где символом Родины служит избранный поэтом
образ:
Я помню — ранило березу
Осколком бомбы на заре.
Клятвой верности Родине звучат и заключительные слова песни:
Родную русскую березу
Врагу в обиду не дадим!
Мелодия, поначалу тихая и спокойная, лишь во втором куплете приобретает драматический характер, отвечающий воспоминаниям о пережитой жестокой битве, она влечет к себе открытостью эмоций, задумчивой элегичностью. Из ряда песен Новикова, посвященных Москве («Хороша ты, Москва» на слова С. Алымова, «Слава новой Москве», «Песня о новой Москве» на слова С. Васильева и др.), — гимнических, торжественных, но не всегда в полную силу «новиковских» — «Белая береза» выгодно отличается именно своеобразием «по-русски милого» лица.