Песенник, сборник нот для фортепиано, баяна в pdf
А. Островский
Песни
для голоса или хора в сопровождении фортепиано (баяна)
"Советский композитор", 1968г.
номер 4277
содержание:
Аркадий Ильич Островский в своем творчестве
прошел путь большой и долгий. Родился он на Волге в семье музыкального
мастера, впоследствии прожил несколько счастливых лет в замечательном
оркестре Леонида Утесова, совершенствуя свое исполнительское мастерство
и исподволь подбираясь к глубоко упрятанной композиторской жилке... Нет
нужды подробно рассказывать о различных гранях дарования Аркадия Ильича.
Достаточно популярны спектакли и кинофильмы с его музыкой. Известны и
любимы пионерами и октябрятами «Пусть
всегда будет солнце» и «Галоши», «Мальчишки» и «Спят
усталые игрушки»... Аркадий Островский—композитор яркий, своеобразный.
Так считают музыканты-профессионалы и любители музыки, газетчики и современные
«менестрели» с гитарами... Это, пожалуй, тот редкий случай, когда не приходится
подсчитывать голоса «за» и «против».
Свыше двухсот песен написал он—хороших и разных,—все они были когда-то
новинками, выходили в свет, получали признание. Они шли одна за другой,
и каждая новая являлась на свет, непохожей на все, что было раньше. Песня
«Пусть всегда будет солнце» на конкурсе
в Сопоте полыхнула открытием—сдержанная и словно предупреждающая в запеве,
во второй части она вдруг светлеет, загорается солнцем, и звонкий, чистый
мажор как бы сметает все темное и тревожащее. Песня получила первую премию.
За вновь найденные приемы композитор не хватается как за что-то испытанное
и прочное, не треплет их до последнего. Есть у Островского, конечно, песни,
сходные интонационно (например, «Как провожают пароходы» и «Ах, море,
море...»), но в главном композитор не повторяется, он ищет все новые и
новые пути, и чем совершенней становится мастерство, тем интересней находки.
Песня-заклинание, песня-призыв с тревожно пульсирующим запевом—«Голос
Земли»... Протяжная «Красная гвоздика» всколыхнувшая волны радости и тревоги
революционного времени... «Лесорубы»—энергичная, крупными мазками сделанная
мелодия.
Зачастую произведения Островского почти бессюжетны —как, например, «Песня
остается с человеком»—лирические раздумья автора на далеком аккомпанементе—или
танцевальный «Вокализ», до краев наполненный молодостью и ликованием...
И наряду с ними—целая повесть, рассказывающая о жизни одного из московских
дворов, рисующая в какой-то степени даже его быт, а не только образы главных
героев. С момента рождения последней песни этого цикла прошло три года
И вот снова (конечно, в ответ на просьбы многочисленных слушателей, так.
как ни одна из этих песен не была предусмотрена заранее)—две песни Островского—Ошанина.
Первая живо воскрешает забытую обстановку двора,—герой не был там давно,
отвык, и воспоминания настойчиво обступают его. Все это—в музыке, а слова
грустные, чуть насмешливые—парень прощается с детством. И, наконец, последняя,
пятая песня,—она мягкая, грустная, и женственная, Как и ее повзрослевшая
героиня...
Две новые песни Аркадия Островского на слова Инны Кашежевой—это снова
свежая струя в его творчестве. Совершенно различные внешне, они имеют
общие определяющие черты: ладовую народную основу мелодии, непременный
аккомпанемент четырех гитар. «Атомный век»-песня, построенная на контрастах:
громада атомного века и человек с его чувствами и переживаниями.
«Не встретимся» начинается медленно и задумчиво, а затем начинает вертеться
в бешеном темпе...
Выходит новый сборник Аркадия Ильича Островского. Он, по всей вероятности,
будет особенно интересным, так как в нем собраны открытия и находки композитора
последних лет.
Н. Леонтьева