Нотные сборники для фортепиано в pdf
Аркадий Островский
Собрание сочинений
Том 1
под общей редакцией М. Иорданского
избранные песни в сопровождении фортепиано
“Советский композитор”, 1970г.
номер с1336к
(pdf, 5.43 Мб)
содержание:
АРКАДИЙ ОСТРОВСКИЙ
Полувековая история советской песни помнит несколько периодов особенно
высокого подъема, поистине счастливого плодородия. Почти, как правило,
в каждый из таких периодов становились широко известными новые композиторские
шена. Иногда это были имена дебютантов, чьи первые шаги в творчестве оказывались
новой и заметной тропой. Чаще, однако, это были имена композиторов, сформировавшихся
ранее, но ждавших своего часа. Дунаевский, скажем, еще в 20-е годы зарекомендовал
себя мастером эстрады и сатирического музыкального спектакля, но «подлинный»
Дунаевский открылся лишь в 1934 году, с появлением «Веселых ребят». Его
песенный дар расцвел внезапно и необычайно ярко, словно бы для того, чтобы
запечатлеть очень существенные приметы времени. В ту пору написал немало
песен и первый свой балет Соловьев-Седой, однако его час пробил позже,
пробил военным набатом в суровое лето 1941-го, и тогда началась в нашем
песенном творчестве эпоха Соловьева-Седого.
Композиторский путь Аркадия Островского складывался, в общем, таким же
образом. Он родился в 1914 году в Сызрани, в семье музыкального мастера,
и играть на рояле, подбирать все, что услышал, — это было для него с самых
ранних лет нечто само собой разумеющееся. Знаменательно: сначала музицирование,
слуховой опыт сводились для будущего композитора к постижению той звучащей
бытовой атмосферы, что его окружала, к воспроизведению мелодий и гармоний,
сочиненных другими.
Когда в 1927 году семья переезжает в Ленинград, Аркадий поступает в 1-й
Музыкальный техникум, в класс И. А. Белоземцева. Любопытно, однако, что,
в то время как все, каза
лось бы. по заранее предопределенному плану, благоприятно складывалось
для музыкальной карьеры Островского, сам он был в ней вовсе не уверен.
И, одно время занимаясь на фабзавуче при заводе «Электросила», чуть было
не стал — специальность эта с пианизмом как будто не очень вяжется — кузнецом,
Очень важный этап в музыкальной жизни Островского — работа в качестве
пианиста, а затем оркестровщика в джазе Утесова, начавшаяся в предвоенную
пору и длившаяся до 1947 года. Побуждаемый Утесовым, Островский все больше
усилий посвящает творчеству, однако оно далеко не сразу стало в полном
смысле слова композиторским: «составленные» им пять
оркестровых фантазий, как и большое числоинструментованных чужих опусов,
— все это
было еще работой в значительной мере подсобной, хотя в ней и познал он
многие секреты ремесла. Но вот появляются и собственные песни, сначала
солдатские, потом «мирные», молодежные: «Сторонка родная», «Я — демобилизованный»,
«Комсомольцы — беспокойные сердца».
Они завоевывают очень широкую известность, и тогда становится несомненным:
писать песни — его призвание. Он и пишет их, работая много, профессионально.
И все же, если при перечислении ведущих мастеров песенного жанра имя Островского
попадало в разряд «и др.» — в этом не было столь уж явной несправедливости.
Но вот наступает конец 50-х годов, и в творчестве композитора происходит
некий взлет. Одна за другой новые песни его взмывают ввысь, и орбиты их
устремляются к миллионам людей, в разные города и села, страны и континенты.
Теперь уже имя Островского — по праву в числе имен первых песенников страны.
И сочинения прежних лет выстраиваются в стройную череду; явственно проявляющаяся
теперь художественная индивидуальность бросает свой отсвет — ретроспективно
— и на них. Они оказались своеобразной стартовой дорожкой для творческого
рывка.
В сознании людей Островский останется певцом прежде всего этих, очень
знаменательных лет, конца 50—60-х. Сказанное вовсе не означает, что творчество
его уйдет в прошлое с этими годами: в искусстве ведь многократно подтверждена
истина, что жизнь на долгие времена суждена тем произведениям, которые
особенно полно выразили свое время.
Охарактеризовать значение сделанного Островским, проследить связь его
песен с породившим их временем не легко: ведь он закончил свой путь совсем
недавно, в сентябре 1967 года, и в жизни страны продолжается еще тот исторический
период, одним из выразителей которого он был. Наверное, позже, в перспективе
лет, можно будет определить место, занимаемое Островским в нашем композиторском
творчестве, и более полно, и более точно. Поспешим, однако, зафиксировать
те живые впечатления, чувства и раздумья, которые вызывались этими песнями
в нас, свидетелях их рождения.
Пора фантастических научных открытий и выхода человека в космос, пора
мощных социальных потрясений и напряжения сил человечества в борьбе за
мир, равенство, свободу, пора все более полного проявления и утверждения
человеческой индивидуальности. Отсвет этой поры падает на песни самого
разного содержания и душевной настроенности. Борьба за мир. Множество
песен в разных ракурсах запечатлели ее и сами стали оружием в этой борьбе.
«Голос земли» Островского внешними признаками, ораторским своим пафосом
сближается с первыми песнями на эту тему, написанными А. Новиковым, С.
Туликовым, В. Мурадели и др. Впервые, однако, призыв к миру прозвучал
от имени всей земли. Действительно, дыхание космической эры ощущается
в этом очеловечении планеты, в этом ощущении безраздельной увлеченности,
одержимости идеей.
Или вот другая песня на ту же тему — «Пусть всегда будет солнце», песня уникальная не только в творчестве Островского. Призыв преградить путь войне впервые прозвучал в ней, произнесенный бесхитростными детскими устами. Слова припева, как известно, представляют собой подлинную подпись под ребячьим рисунком; они сразу же как пословица вошли в наш обиход, потому что музыка очень правдиво распела их простодушную, целомудренную интонацию. Детская непосредственность так контрастирует с напряженностью бытия в нынешнем мире и потому так ценится людьми! Но это выражение детской мечты — «пусть всегда будет солнце.» Лев Ошанин — многолетний соавтор Островского, создатель текста лучших его песен, — отлично вмонтировал в остропублицистический текст. На такое единство противоположностей живо откликнулась музыка. Сочетание в ней детской доверчивости и чистоты и недетской тревоги об огромном, о мире волнует больше всего. И в этой, столь рано пришедшей серьезности ребенка тоже слышен отзвук времени.
Великое множество написано у нас песен о любви, и пишутся все новые и
новые. Но чаще всего почему-то в них поется о любви спокойной, не тревожащей,
не то радостной, не то грустной, о получувствах. И как свежо по контрасту
с ними прозвучала «Песня любви» Островского, о любви иной — всепоглощающей,
могучей, на всю жизнь. Как много симпатий сразу же завоевал у слушателей
герой этой песни (хотя ему, мужественному, широкой души человеку, несколько
вредят выспренние выражения в припеве). И снова в страстной возбужденности
высказывания, в значительности характера лирического героя можно обнаружить
приметы времени.
Песня «Красная гвоздика» напомнила об одном из памятных обычаев, связанных
с русским революционным движением, — цветок в петлице большевика. Обычай
этот был возрожден и в жизни: как в дни былых революционных сходок и демонстраций,
делегаты XXIII съезда КПСС прикололи к своим костюмам присланные французскими
коммунистами красные гвоздики. Сочинение Островского и Ошанина не просто
воспроизвело интонации и дух старой революционной песни, оно звучит как
произведение сегодняшнего дня, как легенда и, одновременно, живой эмоциональный
отклик на нее, оно подобно слову ветерана, обращенному к молодым соратникам
по борьбе.
«Время» — одна из последних песен Островского, опубликованная посмертно,
музыкально-поэтическое посвящение людям будущего:
Двадцать лет пройдет, сорок лет пройдет —
Время все быстрей движется вперед
Слыша, как звенит земля.
Как тепло хранит земля.
Новый человек по земле пройдет.
Как и несколько других песен композитора — «У стены коммунаров», «Атомный
век» — эта представляет собой очень примечательную для последних лет песню-монолог,
песню-размышление о вещах значительных, общечеловечески важных.
Впрочем, это основа основ всей художественной деятельности Островского:
писать о большом, актуальном, граждански серьезном. Он был одним из тех
композиторов, что с наибольшей последовательностью продолжили гражданскую
традицию советского песенного искусства 20—30-х годов. Но чем бы ни вдохновлялся
Островский, мотивом откровенно политическим или чисто лирическим сюжетом,
в зрелую пору творчества он с особой настойчивостью стремился преломить
общую тему сквозь строй души и мыслей совершенно определенного, конкретного,
неповторимого человека.
Звучат ли детские песни Островского, и среди них замечательная, действительно,
романтическая, достойная наследница «Орленка» — «Мальчишки», или кряжистая,
освеженная доброй и бодрящей улыбкой чуть уставшего человека «Песня лесоруба»,
или моряцкие — «вразвалочку»— напевы «Как провожают пароходы» и «Ах, море,
море», или, наконец, части популярнейшего цикла «песен нашего двора»,
— сами собой возникают перед вами их герои. И не в облике девушки вообще,
моряка, лесоруба вообще, а с приметами сугубо индивидуальными: данный,
ставший вам близким, человек, со своим неповторимым обликом, своей собственной
биографией. Вы без труда представите себе и тот знакомый двор, или палубу
корабля, или добрый, могучий лес, где происходит действие песен, тот окружающий
героев быт, который метко воспроизводит и поэтизирует композитор.
А чтобы песня запечатлела характер самобытный, в ее музыкальном строе, интонациях и ритме должна- была быть свежинка, нечто свое, нестандартное, неразмененное. И Аркадий Островский осознанно и серьезно искал в музыкальном языке свежести, не смущаясь этим словом — изобретал. Таким изобретением, подсказанным, впрочем, самой жизнью, была идея цикла с продолжением. Вокальные циклы появлялись и раньше, но тогда композиторы и задумывали их как многочастное сочинение. Здесь же получилось иначе. Успех песни «А у нас во дворе» и настойчивые просьбы и письма десятков людей побудили Островского и Ошанина «рассказывать» дальше историю симпатичных парня и девушки. Изобретением была и песня без слов — «Вокализ». «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой» — еще одно название этой песни, и музыка настолько переполнена радостью, что, будь в ней текст, он, теперь уже кажется, ее бы лишь сдерживал, отрезвлял.
Поиски почти никогда не вели Островского к надуманности, искусственности. Даже в песенном цикле «Полутона» (куда входят «Лунный камень. «Дожди», «Круги на воде»), одном из по(ледних его сочинений, нет и тени усложненности, изыска. Он всегда старался быть доступным и для этого — простым. В годы своей джазовой молодости он освоил многочисленные ухищрения композиторского мастерства, но в пору зрелости применял их с предельной осторожностью. Ощущение новизны его сочинений нередко возникало от соединения в них разнородных интонационных истоков, многочисленных традиций. Он чутко вслушивался в звуковую атмосферу мира и наряду с оборотами и ритмами советской массовой и русской народной, прежде всего, городской песни творчески воспроизводил и интонации песенной, танцевальной, бытовой, эстрадной музыки разных стран мира. Делал он это, повторяю, в большей части случаев творчески, и результаты нередко оказывались неожиданными В главном, в мелодии, он обычно старался найти рельефные, непривычные, нестершиеся обороты, и этим в значительной мере определялись своеобразие песни в целом и шире — индивидуальная определенность композиторского почерка Островского.
Островский писал не только песни. Было немало у него оркестровых сочинений,
музыки к фильмам. к драматическим спектаклям - «Солдат и Ева». «Свиные
хвостики», «Если в сердце весна». Охотно писал он для радио и телевидения,
питая особое пристрастие к детским передачам Человек и художник чистой,
доброй души, он, как немногие, умел найти в музыке для маленьких тот дружеский,
одновременно и серьезный, и чуть шутливый тон, который мгновенно проникал
в ребячьи сердца. Многие знаменитые его детские песни — «Алешины галоши»,
«Урок пения», «Больной кролик» и др., впервые прозвучавшие по радио или
телевидению, — давно вошли в детский музыкальный обиход. И трудно себе
представить сейчас, чтобы московские ребятишки согласились когда-нибудь
засыпать, не услышав по телевизору ежевечернюю ласковую колыбельную «Спят
усталые игрушки»
Здесь упомянуты далеко не все из известных сочинений Островского. Каждый,
кто не безразличен к советскому песнетворчеству, мог бы их назвать. И,
что еще важнее, их поют порой даже и не зная, кто их автор. Среди песен
современников и соратников композитора — Пахмутовой, Петрова, Соловьева-Седого, Фрадкина, Фельцмана и многих других — песни Островского выделяются особой, неуемной жизнерадостностью,
духом молодости, влюбленности в мир. Недавно комсомольцы Новороссийска
опустили на дно морское капсулу, которую поднимут через много лет. Юноши
и девушки вложили в нее вещи, книги, ноты, составляющие атрибуты их жизни.
В этой капсуле — и три песни Аркадия Островского. Его песни расскажут
будущим поколениям нечто важное о своем времени — о нашем времени. Наверное,
они будут жить долго. Ведь это очень хорошие песни. А песня, как известно,
остается с человеком.
М. Бялик
Аркадий Островский
Собрание сочинений
Том 2
под общей редакцией М. Иорданского
избранные песни в сопровождении фортепиано
“Советский композитор”, 1971г.
номер с1692к
(pdf, 4.89 Мб)
содержание:
Аркадий Островский
Собрание сочинений
Том 3
под общей редакцией М. Иорданского
избранные песни в сопровождении фортепиано
“Советский композитор”, 1972г.
(pdf, 4.32 Мб)
содержание:
Аркадий Островский
Собрание сочинений
Том 4
под общей редакцией М. Иорданского
избранные песни в сопровождении фортепиано
“Советский композитор”, 1972г.
номер с2174к
содержание:
Аркадий Островский
Собрание сочинений
Том 5
под общей редакцией М. Иорданского
песни из спектаклей
песни и ансамбли из оперетт
“Советский композитор”, 1975г.
номер с3624к
содержание: