сборники, песенники, ноты для фортепиано в pdf
МОЛОДОСТЬ ПЕСНЕЙ СТАНЕТ
ПЕСНИ НА СТИХИ МИХАИЛА ПЛЯЦКОВСКОГО
Для голоса в сопровождении фортепиано (гитары)
"Советский композитор", 1983 г.
номер с6419к
содержание:
Не всякий поэт умеет написать стихи, внутренняя
музыкальность и поэтическая образность которых способны вдохновить композитора.
А если к тому же поэт и сам достаточно музыкален и может подсказывать
в самом ритме стихов какие-то новые музыкальные решения, то с таким поэтом
работать— одно удовольствие. К числу таких авторов и принадлежит поэт
Михаил Пляцковский.
Большинство композиторов, сочиняющих песни, объединяет творческая дружба
с одним или несколькими поэтами, близкими им по душевному складу и отношению
к песне. Прежде всего, это — единомышленники, понимающие, что возможности
песни велики. Окружающий нас мир с его радостями и тревогами, неповторимые
судьбы людей — вот что такое душа песни.
С Михаилом Пляцковским работает целый ряд наших композиторов. И то ли
потому, что он хорошо понимает музыкальный замысел композитора, то ли
потому, что его стихи как-то по-особому песенны и выразительны, но композитор
так или иначе сам проникается их внутренней музыкальностью. Наверное,
для работы над песней имеет значение и то и другое.
Достаточно вспомнить песни на его стихи, созданные в содружестве с С.
Туликовым, Н. Богословским, А. Бабаджаняном, Э. Колмановским, В. Шаинским,
Д. Тухмановым и другими. Один перечень имен этих ведущих наших композиторов
в жанре песни говорит о многом. И главное, о том, что М. Пляцковский —
поэт, несомненно, одаренный. Он приносит в песню интонации высокой гражданственности
(«Для того и живем», «Над Россией моей»), нежного лиризма («Не повторяется
такое никогда», «Бамовский вальс», «Детства последний звонок»), лихого
озорства («Увезу тебя я в тундру»), большой доброты и любви к детям («Чему
учат в школе», «Улыбка»). Этими и многими-многими другими песнями может
гордиться любое содружество авторов!
Я подружился с Михаилом Пляцковским давно. И наша первая с ним песня «Морзянка»
стала основой большого цикла песен о Севере («Чукотка», «Ищи меня по карте»
и другие). М. Пляцковский постоянно ищет довольно сложные ритмические
структуры и свободно в них ориентируется, сохраняя при этом поэтическую
закономерность стиха. Примером тому — работа над песней «Красный конь»
из кинофильма «Ветер странствий».
Поэт много ездит по стране. Крайний Север, Урал, Донбасс, строительство
Байкало-Амурской магистрали — вот лишь некоторые из его многочисленных
маршрутов.
Он — в пути. И всюду, где он бывает, остаются строчки его песен. Сам поэт
говорит об этом так:
Время быстро бежит,
Никому эту скорость не сбавить,
То зима, то весна,
То листвы осыпается медь.
Потому и спешу
Что-то нужное людям оставить,
Мне бы только успеть,
Мне бы только успеть!
Вот почему у его песен так много друзей.
Марк Фрадкин
Ты об этом песню расспроси
Песни на стихи Михаила Пляцковского
для голоса в сопровождении фортепиано (баяна)
"Советский композитор", 1975г.
номер с3344к
содержание:
ЗАПОМИНАНИЯ, ДОСТОЙНЫЕ ПАМЯТИ
Есть такое распространенное мнение: поэт-песенник это как бы не совсем поэт. О поэтах-песенниках пишут фельетоны, издеваясь над тем, что нередко они сочиняют при помощи «рыбы», то-есть на готовую музыку.
Что ж, некоторые из них заслуживают, возможно, и еще более строгого отношения. Но, во-первых, есть примеры, когда творчество больших поэтов, кажущееся легко переложимым на музыку, нотам не поддается: пример тому хотя бы Твардовский. И, наоборот, есть поэты, стихи которых в отрыве от музыки звучат невпечатляюще, а в соединении с ней истинно поэтически: назову в этой связи безвременно ушедшего Алексея Фатьянова.
Когда-то, в плаваньи по Баренцову морю, я впервые услышал в рубке радиста песню «Морзянка».
Песня была о Диксоне, находившемся совсем рядом с нашей зверобойной шхуной, и настолько соответствовала ритму покачивавшей нас реальности, что я невольно стал напевать привязчивую мелодию с четкими, как стук морзянки, рифмами стихотворного текста: «дискантом—Диксоном», «такси — расспроси».
Автором слов песни был Михаил Пляцковский, тогда еще мне неизвестней.
Но сразу было ясно, что это не просто текстовик-халтурщик, а честный профессионал. И какая, разница написана была сначала мелодия или стихи, если и то и другое сливались в понятие «песня», причем песня хорошая.
Конечно, есть песни, въедающиеся в память наподобие марктвеновских «Режьте билеты.»
Но есть запоминания, достойные памяти.
Не верю в хорошие песни с плохими словами.
Наоборот, иногда хорошие слова создают песню даже при средней или просто-напросто сымпровизированной или скомпилированной музыке. Окуджава не профессиональный композитор, но сила слов его лучших песен такова, что легко запоминается и мелодия.
У Пляцковского есть настоящие песенные удачи, которые можно с полным правом считать удачами поэтическими:
Приютился посёлочек
У реки Колымы,
Будто добрый подсолнушек
В царстве белой зимы.
или:
Я не скоро причалю.
Ты прости и пойми.
Треугольники чаек—
Это письма мои.
Песенное творчество Пляцковского, безусловно, является неотъемлемой строкой советской современной песни.
Евг. ЕВТУШЕНКО
Спасибо Ирине за сборник!