Григорий Пономаренко и его песни

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Пономаренко (ноты)



Книги, литература, музыка, ноты

 

Виктор Боков, поэт

 

 

Песни Григория Пономаренко давно стали народным достоянием, вошли в его духовную сокровищницу. Я пою их вместе со всеми, они мне дороги.
Когда я беру в руки косу и начинаю косить с земляками траву, во мне звучат песни Пономаренко. Когда выхожу на берег Волги, где композитор начал творить и стал известен, я вспоминаю его песни, они меня радуют, как всплеск волжской волны, как улыбка девушки, грациозно, легко летящей на байдарке.
Песни Пономаренко от природы певучи, они запоминаются, их полюбила проникновенная русская певица Людмила Зыкина, их великолепно поет Ольга Воронец, нет такого коллектива самодеятельности, который бы не пел Пономаренко. В его песнях есть та народность, которую подчас не удается взять в руки самым маститым мастерам.
Моя любовь к музыке и песне нашла в лице Пономаренко союзника и соавтора, и совпала наша встреча с нашей молодостью, когда оба кипели всеми страстями возраста. Нам есть что вспомнить! Что я замечал в человеке — композиторе Пономаренко? Хватку. Мастеровитость.
У него была в Волгограде большая лодка «Русская песня», в ней мы с ним путешествовали по Волге и Ахтубе. Я помню его —- чумазого, копающегося у мотора, ремонтирующего. А вечером в руках баян, на устах песня. Он соединил любовь к мотору с любовью к песне. Хватка!
Пономаренко — редкий песенный талант. Он певуч и заразителен своей мелодичностью, он ярок и национален. После Владимира Захарова я считаю его самым сильным в жанре русской песни.

 

Ольга Воронец,
народная артистка РСФСР

 

 

Безусловно, Григорий Пономаренко — самородок, прошедший высшую школу обучения у жизни, у классиков, у народа.
Он композитор не столько «по должности», сколько «по душе»; он и мыслит при помощи музыки. В то же время Григорий Федорович — замечательный рассказчик. Да вот беда — рассказывает охотно о других, а о себе мало.
О людях, которых он встречал на Волге, говорит почти с нежностью. В одном из сел Куйбышевской области, например, нашел он замечательную исполнительницу и хранительницу русских песенных традиций Марфу Анфиногенову, а ее дочь забрал к себе в хор.
Какие песни Пономаренко я люблю? Наверное, все! Люблю «Оренбургский пуховый платок», проникновенно исполняемый Людмилой Зыкиной. Волнует меня почти трагический накал «Лебединой верности» и «Тополей». На концертах, как только объявляют название этих песен, сразу же раздаются аплодисменты.
Григорий Федорович всем своим существом любит русскую природу. Когда он писал «Тополя», то вспоминал засыпанные тополиным пухом широкие улицы Волгограда. А я, исполняя песню, думаю о тополях моей Смоленщины.
Песня тем хороша, что настраивает исполнителя и слушателя на лирический лад: у одного пробуждает светлую грусть по родным местам, у другого — сожаление о прошедшей молодости, у третьего вызывает в памяти образ первой любви.
Создания Пономаренко своеобразны, их автора всегда можно узнать «по почерку», независимо от того, пишет ли он для хора, солиста или сочиняет музыку к какому-нибудь спектаклю.

 


Мария Мордасова,
народная артистка СССР

 

 

Григорий Пономаренко — это радость для народа. Его песни — это жизненная правда. Они желанные гости в каждом доме. Их поет вся Россия!
Я очень люблю песни Пономаренко. Каждой его песне я радуюсь. Радуюсь потому, что их понимает весь народ: их понимает город, их понимает село. Их любят молодежь и люди пожилые. И поют их везде: и дома, и на улице. И надо же! Какой у человека огромный талант! Какая одаренность!
Я знаю Гришу давно. Он-то и сам как песня — простой, улыбчивый, ласковый. Он вас увидит издалека — и сразу спешит раскрыть руки для приветствия. И кажется иногда, будто знаешь его всю жизнь.
Для своих песен он всегда умеет выбрать хорошие тексты.-' Его песни нередко поют даже дети. Пономаренко чувствует народность очень тонко и остро. В текстах современных поэтов он отыскивает эту народность, народное зерно, которое затем всегда дает прекрасные всходы. Чувствует это великолепно в своих стихах Маргарита Агашина — вот и отыскал ее Пономаренко. То же самое можно сказать и о других поэтах. А обратите внимание на цикл песен на стихи Сергея Есенина, который теперь все знают и многое из пего поют.
Каких только нет песен у Пономаренко! Их у него непочатый край! И он в полном расцвете творческих сил. Многие на Руси радуются, что живет этот человек вместе с нами, радует свой великий народ прекрасными песнями.

 

Виктор Дюнин, поэт

 

 

Если бы меня попросили одним словом охарактеризовать Пономаренко как человека, как личность и спросили бы, какой он, я бы, не задумываясь, ответил: разный! Да, Пономаренко действительно многолик, и характер его, и образ бесконечно богаты всевозможными оттенками эмоций, чувств, настроений.
Я видел его в минуты работы, когда он весь «уходит» куда-то и брови его сдвигаются в напряжении, я видел его в минуты отдыха, когда он, как ребенок, радуется и заразительно смеется удачному трюку клоуна в цирке, я видел его в минуты грусти, когда волны сомнений или тревоги «набегали» на его лицо, но никогда, ни одного раза я не видел его пассивным, отрешенным, расслабленным.
И если бы меня попросили во всей этой гамме черт, составляющих его характер, выделить главные, я бы назвал три: талант, простота, жизнелюбие. Возможно, эти качества и составляют вместе тот самый своеобразный «магнит» Пономаренко, который неизменно притягивает к себе многих. В поле этого притяжения попал и я.
Но об этом я и не мог подумать тогда, когда впервые встретился с ним. Заканчивая факультет журналистики МГУ, я пришел к нему брать интервью. Честно говоря, я был несколько растерян. Я ожидал увидеть эдакого «мэтра», солидного, уверенного в себе, респектабельного, а передо мною предстал улыбчивый, живой и до предела простой человек, который легко и естественно рассказывал о том, как Волга научила его песни писать. И в ту же минуту начал действовать тот самый поно-маренковский «магнит». Меня потянуло к этому человеку.
Пономаренко отнесся ко мне, тогда еще начинающему автору, тоже как-то тепло и доверительно. Именно он открыл и поддержал мои первые «песенные» устремления.
Он написал несколько песен на мои стихи. Каково же было мое удивление, когда одна из них, «Мне без валенок беда», спетая Александрой Стрельченко, зазвучала по радио, телевидению, в концертах, вышла на пластинке.
А писалась она, как это ни парадоксально, в ситуации, далекой от того, чтобы претендовать на это.
Мы выступали в клубе фабрики валенок в Пермской области. После концерта (а дело было зимой) нам подарили валенки.
Чем мы могли ответить? Только песней. Вернулись в гостиницу. Пономаренко взял в руки баян, я карандаш, и буквально через четверть часа песня была готова. Помните:
Валенки, валенки Прячет моя маменька. Все равно я их найду, Па свидание пойду.
Певцы тут же разучили ее и на следующий день в концерте спели. И не беда, что, не успев выучить слова, они пели ее с листа, песня зрителям понравилась, они просили ее повторить еще и еще раз. Так родилась эта озорная, веселая песня.

Появились позже и зазвучали и другие наши с Пономаренко песни: «Зима платочком машет», «Осень в окошко стучится», «А сердце все ж любовью полно».
В последнее время написаны новые песни. Какая участь их ждет — никто не знает. Время, как говорится, покажет. Но я счастлив оттого, что судьба свела меня с этим человеком, что мой труд, как ручей, впадает в огромную полноводную песенную реку, имя которой творчество нашего замечательного, истинно русского композитора Григория Пономаренко.

 


Зинаида Кириллова,
заслуженная артистка РСФСР

 

 

Песни Пономаренко -- это живой голос нашей родной русской зимы.
Природа наделила композитора чудным даром —слышать музыку родного края, музыку души своего великого народа и передавать ее в немудреных на первый взгляд, проникновенных напевах, таких близких и понятных каждому чистому сердцу.
В 1978 году в содружестве с Академическим оркестром русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио иод руководством народного артиста РСФСР Николая Некрасова я записала удивительную песню Пономаренко «Родники» на слова Николая Шумакова, в которой очень точно, по-моему, выражены суть и значение всего творчества композитора.
Песни Пономаренко настоящие родники, истоки которых в глубинных пластах русской народной песни. И в этом их жизненная сила. В певучем раздолье мелодий Пономаренко, согретых искренней любовью к своим соотечественникам, к родному краю, всегда «что-то слышится родное».
Да! Песни Григория Федоровича, особенно в исполнении неповторимой русской певицы Людмилы Зыкиной, давно стали родными для разных поколений советских людей. Какое это огромное счастье, какая бесценная награда автору, когда его произведения являются неотъемлемой частью жизни великого народа!

 

Людмила Лядова,
народная артистка РСФСР

 

 

Григория Федоровича я люблю за то, что он оптимист и никогда не унывает, даже если бывает очень трудно. А потому и песни его, душевные и лучистые, всегда любимы народом за их искренность!

 

Анатолий Шалаев,
заслуженный артист РСФСР

 

 

Григорий Пономаренко. Нет сомнений в том, что многие его песни являются эталоном русской советской песни. Мы, советские артисты, не раз убеждались в этом, колеся с концертами по всей нашей планете.
Как аранжировщик я всю душу вкладываю в его неподражаемые произведения. «Ивушка», «Оренбургский пуховый платок», «Растет в Волгограде березка», «Что было, то было». Какая огромная внутренняя сила сосредоточена в этих песнях! Сколько в них любви к Родине, к людям!

 

Василий Алферов, поэт

 

 

Нелегким был творческий путь композитора, но любовь к музыке, к песне, одаренность, огромный повседневный труд помогли ему преодолеть все трудности. Изданы десятки его авторских сборников песен и грампластинок.
Впервые я встретился с Григорием Федоровичем летом 1952 года, в дни организации Государственного Волжского народного хора под управлением Милославова, большого знатока старинных и особенно волжских народных песен. Пономаренко был приглашен в хор музыкальным руководителем. В Куйбышев он приехал опытным музыкантом, но яркий талант его как композитора проявился в полной мере именно в Волжском хоре.
Летом 1953 года коллектив отправился в первую гастрольную поездку, а Пономаренко остался в Куйбышеве, чтобы написать для новой концертной программы несколько современных песен на разные темы. Жил он тогда в маленькой комнате на окраине города. Никогда не унывал, всегда улыбался и шутил. Со стороны казалось, что песни удаются ему легко и просто, но на самом деле работал Григорий Федорович, конечно, много, серьезно и вдумчиво. Кроме песен о современной Волге, строительстве ГЭС он пишет песни о комсомольцах, едущих по призыву партии осваивать целинные и залежные земли, веселую, задорную песню «У нас под Куйбышевом», «Фестивальный марш», посвященный VI Всемирному фестивалю молодежи, и другие.

Как-то августовским вечером зашел ко мне Григорий Федорович — без шуток, без улыбок, чем-то обеспокоенный. Поздоровался, положил баян: «Вот что, Григорьич. Сочинил я мелодию лирической песни, а стихов нет. Вот послушай.»
Играл он вдохновенно. Глаза его заметно светлели. Слегка улыбаясь, искоса поглядывал на меня - так, чтобы незаметно было. Ему важно, внимательно ли я слушаю мелодию и как на нее реагирую. А я сидел будто завороженный. Кончив играть, Пономаренко спросил: «Ну как, Григорьич, понравилась мелодия?» -- «Никак не могу перевести дух, Гриша,— ответил я.— Всю душу ты перевернул мне».— «Значит, дошло! — громко сказал Пономаренко и улыбаясь добавил: — Надеюсь, теперь ты напишешь стихи.» Вот, бывало, и так мы писали с ним песни.
Спустя несколько лет Людмила Георгиевна Зыкина сделала на моем экземпляре сборника исполняемых ею песен, в который вошла и наша «Ивушка», такую надпись: «Дорогие Григорий Федорович и Василий Григорьевич! Все самые лучшие слова, какие есть в моем сердце,— слова благодарности за „Ивушку", за любовь к нашему народу!»
У композитора нет песен, которые не трогали бы слушателя, в каком бы жанре они ни были написаны. Природа щедро наделила его мелодическим даром. Неподвластные стремительному бегу времени, произведения Григория Федоровича тревожат и волнуют сердца миллионов людей.