Григорий Пономаренко и его песни

Пономаренко (ноты)



Книги, литература, музыка, ноты

 


ИЗ БЕСЕД С ГРИГОРИЕМ ПОНОМАРЕНКО
Илья Петрусенко

 

 

- Григорий Федорович! Сорок дет работы в песенном жанре — срок немалый. Сколько же создано вами песен?
— Я считаю только те песни, которые стали популярными, которые признал народ.
Вокруг современной песни идет острая полемика. Людям что-то нравится в ней, что-то нет. Какова же хорошая современная песня в вашем понимании?
- «Песня о тревожной молодости» Александры Пахмутовой и ее же вокальный цикл «Созвездие Гагарина». Очень высоко ценю песенное творчество Серафима Туликова. Вот уж действительно большой мастер, которому всегда чужда погоня за легким успехом.
- Чем можно объяснить отсутствие у нас массового пения?
- Наверное, тем, что мало хороших массовых песен. Да еще и техника стала «помогать» нам в этом. Зачем петь, когда в руках транзистор или магнитофон? Но, впрочем, в минуты душевного откровения песни всегда сопутствуют людям. Душа просит песни — и человек начинает петь. Это особенно заметно на селе. Любое торжество не обходится там без песен. Горжусь, что в таких случаях и мои песни тоже не забываются.
Что вы считаете в песне главным?
— Мелодию! Причем такую, чтобы ее легко можно было петь любому голосу.
— Вам не кажется, что слишком многие стали сейчас писать песни?
— Земля круглая, огромная. Места всем хватит!
- Как вы относитесь к будущему русской народной песни?
— Боюсь ответить на этот вопрос. Не пора ли и на народные песни завести Красную книгу?
— Да! Народную песню, видимо, надо умело пропагандировать. Что греха таить. Некоторые «собиратели» фольклора, часто прикрываясь научным подходом в этой области, бесцеремонно ломают саму структуру песни, пытаясь осовременить ее довольно сомнительными приемами записи и обработки.
— Через века дошедшая до нас народная песня нуждается лишь в точной записи и бережном сохранении всех присущих ей национальных черт.
— Ваше мнение о популярности в молодежной среде ВИА?
Не являются ли некоторые песни этих ансамблей сорняками в музыке?
— Я не поклонник всякого рода ВИА, но лучшим из них считаю «Песняров». Ну, а сорняки бывают разными. ВИА же, к сожалению, все однотипные, как бы тиражированные. Исключение — «Песняры», которых теперь тоже начали копировать их земляки «Сябры» и «Верасы».
В концертах ВИА обычно большая половина музыкальных номеров — творчество самого руководителя ансамбля, которое далеко не всегда отвечает высоким требованиям искусства. Непонятно, кто оценивает художественные достоинства этой продукции, давая «зеленую улицу» тому, что вряд ли оказывает положительное влияние на духовную жизнь молодежи.
— Что вы думаете о моде в музыке?
Ох, уж эта мода! Заметьте, многие профессиональные и самодеятельные исполнители поражены ею. Иные, желая быть оригинальными, хорошую песню уродуют до того, что ее порой трудно узнать. К нам часто приезжают зарубежные исполнители. Они пытаются русские песни решить в современных ритмах, по-своему стилизовать. У некоторых это бывает удачно, но зачастую получается надуманно, искусственно и чуждо природе русской песни. А вот некоторые наши молодые исполнители принимают это за образец. Я не против поисков — без этого нет творчества, - но надо иметь чувство меры, обладать, наконец, вкусом и не терять своего национальною достоинства. Русская песня отличается душевностью, сердечностью, теплотой, а не внешними головокружительными модными ритмами.
— Какова роль телевидения и радио в музыкальном воспитании?
— Телевидение и радио это чудо из чудес! Их роль в музыкальном воспитании очень велика, так как огромна их многомиллионная аудитория. Отсюда и та ответственность, которая возлагается на тех, кому доверено составлять музыкальные программы для эфира.
Что и говорить, нужна людям и легкая, развлекательная музыка, но необходимо, чтобы она занимала в программах радио и телевидения положенное ей место и главное не вытесняла народную песню и классическую музыку. Пошлость, мещанство и рутина по-прежнему лезут в щели нашего музыкального быта, потому всегда актуален вопрос о качестве эстрадной музыки. Надо помнить, что распущенность в художественной области влечет за собой распущенность идеологическую.
— Как вы относитесь к системе подготовки специалистов в области народной песни?
— Тревожусь. Многие профессиональные и самодеятельные народные коллективы испытывают недостаток в хормейстерах, в исполнителях, да и в художественных руководителях. Видимо, трудно еще говорить о какой-то стройной системе в этой области. Однако известно, какую чарующую силу имеет для сердца человека народная песня. И не она ли может способствовать познанию серьезной музыки? Уверен — да! Как тут не вспомнить значение народной музыки в творчестве Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.
Но что получается на практике: очень робко получают развитие отделения и кафедры по подготовке руководителей народных хоров. Какое поразительно упорное сопротивление встречает это начинание со стороны специалистов академического хорового искусства! А жаль! Эти два направления ни в коем случае не являются помехой друг другу, а лишь взаимно обогащаются.
За примерами далеко ходить не приходится. В нашем Краснодарском крае проживает свыше шести миллионов человек. Здесь довольно внушительная армия участников художественной самодеятельности, в том числе хоровой. Около 90% хоров — это коллективы народного профиля. Однако ни головной вуз Северного Кавказа — Краснодарский государственный институт культуры, ни три музыкальных училища, ни культурно-просветительное училище до сих пор не готовят специалистов такого дефицитного профиля. А ведь этих же специалистов ждут также на Дону и в Ставрополье.

Вот и получается, что молодому учителю музыки нечего сказать своим ученикам о народной песне. А помните слова великого Чайковского, все творчество которого было тесно связано с народной песней: «Мне кажется, что испытанные в годы юности художественные восторги оставляют след на всю жизнь и имеют огромное значение при сравнительной оценке нами произведений искусства даже в старческие годы».
В затруднительном положении оказываются и начинающие хормейстеры, как правило, автоматически переносящие программы учебных академических хоров в народные коллективы. Поэтому давно назрела необходимость в каждом учебном заведении культуры и искусства страны в обязательном порядке открыть отделения и кафедры по подготовке специалистов в области народной песни.
— Чем, на ваш взгляд, отличается в наши дни художественная самодеятельность от фольклорных ансамблей? Не есть ли она современная форма жизни народного творчества?
— Не каждая самодеятельность живет фольклором. А теперь есть и фольклорные коллективы, которые не назовешь самодеятельными. Это отрадно. Не иссякает живительная влага родников народного творчества и в наше время.
— Ваше отношение к конкурсам на создание лучшей песни?
— Это песенная лотерея. Всем понятно, что нужная людям песня не обязательно должна быть броской, эффектной. А ведь зачастую эти-то качества как раз и являются решающими в глазах жюри при оценке нового произведения. Песни, как и люди.
бывают разными, в том числе и скромными, и тихими. Но это вовсе не значит — пустыми!
— О песенной критике: помогает ли она вам как композитору?
— Критика всегда помогает, если она и вправду критика.
— Кого бы вы назвали из современных композиторов, плодотворно работающих в жанре русской песни?
— Николая Кутузова, Яна Френкеля и Марка Фрадкина.
— Григорий Федорович! Чем объяснить, что в наше время сравнительно мало композиторов, работающих в жанре русской песни?
— Начну со слов одного из основоположников русского классического музыкознания Владимира Федоровича Одоевского, произнесенных им в 1866 году в речи на открытии Московской консерватории: «Отчего у каждого из нас бьется сердце, когда мы слышим русский напев, это еще понятно; но отчего характер русского напева мы разом, бессознательно отличаем посреди какой бы то ни было музыки и невольно говорим: здесь что-то русское?» И далее: «.трудно отличить немецкую или итальянскую мелодию от французской, но русскую старинную песню вы угадаете между тысячами мелодий — она резко обозначается даже для иностранцев».

Напомню еще слова Владимира Васильевича Стасова: «.каждый русский, родившийся с творческою музыкальною душою, с первых дней жизни растет среди музыкальных элементов глубоко национальных. А случилось еще то, что почти все значительнейшие русские музыканты родились не в столицах, а внутри России, в провинциальных городах или в поместьях своих отцов, и там провели всю первую молодость (Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков). Другие немало годов своей юности прожили в провинции, за городом, в частых и близких соприкосновениях с народной песней и народным пением. Первые и самые коренные музыкальные впечатления их были национальные.
.Музыка не заключается в одних темах. Для того чтобы быть народною, для того чтобы выражать национальный дух и душу, она должна адресоваться к самому корню жизни народной».
Мне думается, далеко не всякому человеку, взявшемуся за сочинение музыки, дано создавать напевы, о которых можно было бы сказать: «Здесь что-то русское». И я не ищу в приведенных высказываниях подтверждения того, что композиторы, о которых мы здесь ведем речь, должны рождаться только в сельской местности. Однако овладеть русским национальным характером в музыке сумеет лишь тот, кто глубоко изучит и постигнет русскую народную песню.
Мне кажется, в этом, и только в этом кроется главная причина того, что сейчас мало композиторов, плодотворно работающих в жанре русской песни, хотя много приходится слышать песен, воспевающих сапожки, кадрили, бубенчики и тому подобное. Но дело не в названиях, а в самой сути мелодического языка.
- Ваши любимые композиторы-песенники?
- Исаак Дунаевский и Василий Соловьев-Седой.
- В нашей стране много профессиональных народных хоров. Мастерство какого из них вы цените больше всего?
- Академического хора русской песни Центрального телевидения и Всесоюзного радио под руководством народного артиста РСФСР Николая Кутузова.
-- Ваши любимые певцы на эстраде и в опере? - Клавдия Шульженко, Людмила Зыкина, Ольга Воронец, Ирина Архипова, Иван Козловский, Борис Штоколов. А любимый актер театра и кино?
— Всем сердцем люблю светлую как солнце Татьяну Доронину, люблю Вячеслава Тихонова и не перестаю печалиться о безвременно ушедшем от нас самобытнейшем Василии Шукшине.
— - Кому из писателей вы отдаете предпочтение?
- Прежде всего, русским классикам. А из современных — конечно же, Михаилу Шолохову.
- Ваш любимый художник?
- Их три: Василий Суриков, Иван Шишкин и Илья Глазунов.
— Ваше отношение к цветомузыке?
- Музыка не нуждается в подцветке. Хорошая музыка — это уже и цвет, и свет, и радость!
- Удовлетворяет ли вас как автора исполнение ваших произведений зарубежными артистами?
Очень! Здорово поют японцы «Тополя», англичане и югославы — «Ивушку», финны — «Казачок» и «Валенки», кубинцы — «А где мне взять такую песню». - Как вы относитесь к животным?
— Животных люблю с детства. Всю жизнь дружу с ними. Сейчас мы неразлучны с собачкой-пикинесом Лялей.
— Каково самое памятное событие в вашей жизни?
— События были всякие, но главное, считаю, впереди.
— Григорий Федорович! Популярность на протяжении многих лет. Как это «бремя» отражается на работе?
— Отвечу так: чем популярнее человек, тем больше он должен оправдывать эту популярность. А это значит, необходимо постоянно работать и работать.
— Если бы не музыка, что бы вы избрали своей профессией? -— Любил рисовать.
— Место и значение песни в наши дни? - Песня остается с человеком!