Музыкальные диктанты - М. Резник

Учебники, литература

В настоящий сборник включены одноголосные, двух- и трехголосные диктанты, которые могут быть широко использованы в практике преподавателей музыкальных школ, училищ н высших учебных заведений.

 

 

музыкальные диктанты
М. Резник
Музыкальные диктанты

"Музыка", 1971г.
Только описание!!!

содержание:

 

ОТ РЕДАКТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ

Марк Григорьевич Резник (1902—1966) — одни из видных московских педагогов музыкально-теоретических предметов.
По окончании Московской консерватории (в 1936 году) он работал в ней до 1943 года старшим преподавателем кафедры теории музыки. С 1943 года и до конца жизни ДА. Г. Резник заведовал теоретическими отделами ДМШ Свердловского района н Музыкально-педагогического училища. Кроме того, ои вел музыкально-теоретические дисциплины в Институте военных дирижеров (1944—1956). Таким образом, своей деятельностью М. Г. Резник охватил все звенья музыкального образования. Эта работа помогла ему накопить значительный опыт, результатом которого и явился предлагаемый сборник диктантов для музыкальных училищ. Самые простые из них могут быть использованы в ДМШ, более сложные —в консерваториях.

Настоящие «Музыкальные диктанты» составлялись М. Г. Резником постепенно в процессе педагогической работы. Часть нх была сочинена в последние годы жизни специально для издания. Но закончить свои труд ему не удалось. Сборник остался в незавершенном виде н для подготовки его к печати потребовалась кропотливая редакторская и составительская работа. В рукописи автора, прежде всего, не было цнкакой систематизации материала. Диктанты разделялись лишь по принципу количества голосов, то есть на одноголосные, двухголосные н трехголосные; выделялись также двухголосные и трехголосные каноны. Внутри же разделов последовательность диктантов была совершенно произвольной без постепенности в нарастании трудностей. Надо заметить, что рукопись переписывалась не самим автором, а одной из его учениц, вероятно поэтому н обнаружилось много неточностей, недописок н явных ошибок, которые приходилось исправлять в процессе редактирования. Отдельные пропуски в тексте диктантов пришлось досочинять, исходя нэ стилистических особенностей авторского творческого почерка. Те же диктанты, в которых количество таких погрешностей оказалось слишком большим, редактор просто опустил.
В результате планировка материала по разделам стала следующей:
I. Одноголосные диктанты;
II. Двухголосные диктанты;
III. Двухголосные каноны;
IV. Двухголосные имитации;
V. Трехголосные диктанты;
VI. Трехголосные имитации.

Выделение канонов и имитаций в самостоятельные разделы вызвано методическими соображениями Имитационные и особенно канонические диктанты требуют несколько иного подхода, чем обычные, неимитационные.

Внутри же вышеназванных разделов по возможности проведен принцип постепенного усложнения материала; это должно облегчить пользование сборником как педагогам, так и учащимся, помогая последним правильно выбрать диктант для работы без помощи преподавателя.
Переходим к рассмотрению диктантов по разделам.


I. Одноголосные диктанты

Одноголосные диктанты условно можно разделить на четыре степени трудности:
а) Диктанты для детских музыкальных школ и для начального обучения в училищах тех учащихся, которые поступают либо совсем без подготовки (вокалисты), либо со слабой подготовкой
б) Группа диктантов, по степени трудности сходная с теми, что даются на вступительных экзаменах в училищах. Они могут быть использованы и на первых курсах училища и на последующих (духовики, отделение народных инструментов, вокалисты). Этими же диктантами можно пользоваться и в выпускных классах детских музыкальных школ.
в) Центральная группа диктантов рассчитана на основной контингент учащихся музыкальных училищ.
г) Трудные диктанты, которые можно давать в подвинутых исполнительских группах, а также теоретикам.
При распределении диктантов в разделах учитывались как интонационные и ритмические особенности, так и их протяженность. Чем длиннее диктант, тем он сложнее. Даже, если в нем нет значительных интонационных и метро-ритмических трудностей, подобный диктант требует максимального напряжения памяти. Нельзя согласиться с педагогами, диктующими диктанты по частям. Такая практика сводится к записи двух-трех небольших диктантов вместо одного протяженного, и не развивает музыкальную память.


II. Двухголосные диктанты
Раздел двухголосных диктантов наиболее объемный, без имитационных. Это объясняется тем, что сборник составлялся в расчете на музыкальные училища, в которых используются преимущественно двухголосные диктанты.
Элементарное двухголосые простейшего типа представлено в диктантах. В них голоса развиты мало. Преобладают параллельное и косвенное Движения, голосов, ясно слышится гармоническая вертикаль, что очень важно на первом этапе работы над двухголосием. Это позволяет учащимся записывать сразу оба голоса, а не превращать двухголосный диктант в два одноголосных.
В диктантах двухголосые постепенно усложняется, благодаря развитию самостоятельности голосов Однако и эти диктанты должны быть отнесены к простым.
Центральная группа двухголосных диктантов представляет собой основную степень трудности для пианистов, струнников и хоровиков II—III курсов училища.


III. Двухголосные каноны
Двухголосные каноны (№№ 695—737), как уже говорилось выше, выделены в отдельный раздел по методическим соображениям. В любом диктанте, избранном для работы, всегда имеется вполне определенная методическая цель. Так, например, одна из целей диктанта в форме периода повторного строения — приучить учащихся записывать сначала то, что слышно н запомнилось в первую очередь: в данном случае - начала первого и второго предложений. Ученик должен уметь воспринимать в каждом диктанте прежде всего то, что облегчит ему запись предлагаемого отрывка в целом. В каноне таким моментом является повторение вторым голосом первого.
Практика показывает, что большинство учащихся не отдает себе отчета в том, что запись канона значительно легче записи другого типа многоголосия. Они просто не замечают канона. Используя каноны, педагог приучает учеников более правильно анализировать слышимое. Даже в том случае, когда учащийся понял, что диктант представляет собой канон, внимание его все же должно быть предельно напряжено, поскольку канон не обязательно применяется совершенно точным. Так, например, во многих канонах данного сборника встречаются свободные каденции, в ответном голосе имеются октавные изменения с заменой некоторых интервалов их обращениями и т.п.