Песенники композитора Ю. Саульского
с нотами для фортепиано, баяна
Ю. Саульский
Признание
Песни для голоса в сопровождении фортепиано (баяна, гитары)
“Советский композитор”, 1982г.
номер с5851к
содержание:
Перед вами песни заслуженного деятеля искусств
РСФСР, композитора Юрия Сергеевича САУЛЬСКОГО, написанные за пять последних
лет. Большинство из них хорошо знакомо слушателям, они исполняются на
радио и телевидении, входят в репертуар наших ведущих эстрадных исполнителей.
Песни.,. Вряд ли четверть века назад студент-музыковед мог подумать, что
они будут иметь для него столь важное значение. Консерваторию Саульский
закончил в году дипломной работой, посвященной Седьмой симфонии. С. Прокофьева.
Его рекомендуют в аспирантуру. Но происходит неожиданное: Саульский отказывается
от аспирантуры, уходит «в эстраду», становится музыкальным руководителем
оркестра под управлением Д. Покрасса. Это выглядело «изменой» большой
музыке в пользу танцевальных мелодий и модных лесенок. Но у такого хода
событий была своя внутренняя логика.
Джазом Саульский увлекался с детства, с довоенных лет. Пластинки Утесова,
Эллингтона, «живой» цфасмановский оркестр, выступавший в фойе кинотеатра
«Ударник», студенческие импровизации-состязания, наконец, первые сочинительские
опыты...
Саульский — человек широкого кругозора. Занимаясь композицией под руководством
профессора С. С. Богатырева, он был хорошо осведомлен в проблемах как
серьезной, так и легкой музыки, справедливо полагая, что надо знать и
любить всякую хорошую музыку...
Середина пятидесятых годов для Саульского стала началом его композиторской
и дирижерской работы. Именно в те годы складывался стиль послевоенной
советской легкой инструментальной музыки, и именно Саульскому пришлось
дирижировать первыми советскими оркестрами, которые позже назовут симфоджазовыми.
В году Саульский становится руководителем легендарного ныне Эстрадного
оркестра ЦДРИ, с успехом выступившего на джазовом конкурсе Шестого Всемирного
фестиваля молодежи и студентов в Москве. А десять лет спустя он возглавил
«ВИО-» — первый в нашей стране джазовый коллектив с вокальной группой,
воспринимаемой как особая «оркестровая краска». Оркестр, который стал
для многих его музыкантов своеобразной музыкальной студией.
Саульский работал тогда, в основном в жанре инструментальной миниатюры. Его первые песни были скорее оркестровыми пьесами с вокальной партией. Лишь начиная с фильма «Девушка с гитарой» они делаются как бы более «вокальными» — протяжно-кантиленнымн, романсными... В шестидесятые годы появляются первые, еще являющиеся скорее исключением, чем правилом, песенные опыты: «Черный кот» (шуточная песня на стихи М. Танича), «Все скорее» и «Весенняя капель» (стихи В. Орлова), «Енисейские жарки» (стихи В. Герасимова и В. Фере). По-настоящему композитор раскрывается в песенном творчестве следующего десятилетия. Работы Саульского — своеобразное зеркало перемен, происходивших в советской песне, ее эволюции; чуткое обобщение наиболее отзывчивых интонаций, тех ритмомелодических элементов, которые владеют умами и сердцами массового слушателя. Песни Саульского этого периода стали шире, демократичнее по мелодическому дыханию, распеву. Композитор словно стремится сблизить свою музыкальную лексику с живой человеческой речью, высказываться просто, естественно, избавиться от любой надуманности и вычурности.
Добиваясь простоты, Саульский не упрощает. Напротив, отдав дань более традиционным формам песенного творчества, он — особенно в последние годы — со свойственным ему пытливым интересом ко всему новому много экспериментирует. Он начинает вводить в «музыкальную ткань» своих песен элементы рока, поп-музыки, в его партитурах появились звучания электронных инструментов. Эти черты нового можно проследить уже в киномюзикле «Солнце, снова солнце», в таких песнях, как «День —дом» (стихи Л. Завальнюка) и «Дети спят» (стихи И. Шаферана). Жанр последней песни сам композитор определяет как «рок-колыбельная».
Меняется жизнь — меняется и песня, этот, по словам академика Б.Асафьева,
интонационный барометр эпохи. Постоянен и неизбежен процесс интонационных
«сдвигав», рождения новых мелодических идей. Это трудный процесс: далеко
не каждому дано выдержать учащенный темп таких перемен. Для Саульского
этот поиск новых интонационных «зерен», новых ритмических «сцеплений»
органичен. И не потому, что он хочет во что бы то ни стало стать современным,
а потому, что — не побоюсь этого слова — он очень молод душой. В свои
он полон сил, динамичен и свеж. При этом он еще и не боится быть модным,
и говорить на сегодняшнем языке о вещах, доступных и близких широким массам
любителей песни.
Аркадий Петров
Юрий Саульский
Песни
для голоса в сопровождении фортепиано (баяна, гитары)
“Музыка”, 1986г.
номер 13300
содержание:
Прозвучала песня — в кино или на телевидении, в концертном зале или по
радио,— прозвучала и растаяла.., как огонек пронесшейся навстречу машины
на ночном шоссе. Остановить движение музыки очень трудно. И только когда
держишь в руках нотный сборник, понимаешь, что это, в конце концов, одна
из попыток остановить время в творческой жизни художника, что во многом
именно по этому своеобразному документу станут судить о музыке нашего
времени.
Песни Юрия Сергеевича Саульского, где бы они ни прозвучали, исполняют
ли их известные, признанные артисты или молодежь — всегда обращают на
себя внимание, всегда узнаваемы по почерку автора, который складывается
из оригинальной мелодической интонации, мастерской аранжировки, своеобразной
ритмической организации материала.
Темы песен могут быть самые разные — обращение к Родине, красоте ее природы,
философское раздумье о жизни, о времени, о любви, но это песни Ю. С. Саульского,
окрашенные миром его чувств и настроений.
Произведения последних лет, а они вошли в этот сборник, как правило, связаны
с экраном, природу которого— будь то кинофильм, телеспектакль или песня,
специально написанная к телепередаче, — прекрасно чувствует Юрий Сергеевич.
Старт песни «Счастья тебе, земля моя» на стихи Леонида Завальнюка состоялся
несколько лет тому назад в новогоднем «Огоньке», где впервые ее исполнила
София Ротару. Какая это песня? — Конечно, гражданская, патриотическая,
и одновременно — эмоционально взрывчатая, ритмически напряженная.
Песня «Вечный огонь», также на стихи Леонида Завальнюка из кинофильма
«Второй раз в Крыму», посвященная 40-летию Победы, прозвучала еще до выхода
фильма на экран в радиопередаче в исполнении Юрия Богатикова и Валентина
Никулина.
На мой взгляд эта тема решена композитором с трепетом, деликатностью и
любовью...
Раздумья о жизни, о современниках —не новая для Юрия Сергеевича Саульского
тема (достаточно вспомнить «Балладу о времени» из спектакля Центрального
Детского театра по пьесе Е. Шварца «Сказка о потерянном времени»), но
в «Хозяйке детского дома» песня «Дерево-время» на стихи Изумруд Кулиевой
стала своеобразным эмоциональным камертоном фильма.
Песня «Два белых снега» на стихи Леонида Завальнюка из телеспектакля «Повесть
о молодых супругах» по Е. Шварцу часто исполняется по телевидению, вышла
пластинка с ее записью в исполнении дуэта Татьяны Рузавиной и Сергея Таюшева,
на концертной эстраде песню исполняют молодежные ансамбли.
Наши известные эстрадные исполнители часто включают в свой репертуар такие
песни Ю. Саульского как «Не забывай», «Майский сад», «Сожалею» на стихи
Леонида Завальнюка, «Краешек зари» на стихи Игоря Шаферана...
Например, песня «Не забывай» дебютировала когда-то в фильме в исполнении
Софии Ротару, потом ее пели Роза Рымбаева, Лариса Долина, Ольга Пирагс.
Когда выйдет в свет сборник, мы уже будем знать новые произведения композитора,
над которыми он сейчас работает с огромной увлеченностью.
Еще со студенческих лет увлеченность, способность искренне восхищаться
музыкой различных стилей и направлений — от классики до джаза — стремление
к ее постижению, были признаком его творческой натуры.
Известный композитор, пропагандист, авторитетный музыкант, — автор инструментальной,
джазовой музыки, балета, произведений для кино и театра, Юрий Сергеевич
последнее десятилетие, пожалуй, особое внимание уделяет песне.
Подтверждение тому — настоящий сборник, который мы и предлагаем вашему
вниманию.
В. Тернявский