Учебник выдающегося музыковеда и педагога вышел в свет в 1951 году и уже много лет широко используется в учебной практике. Предназначается для курсов элементарной теории музыки в музыкальных учебных заведениях; может широко применяться для индивидуального обучения.
Элементарная теория музыки
И.В. Способин
"Государственное музыкальное издательство", 1963г.
Только описание!!!
содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы правильно читать и писать, нужно знать слова, их смысл
и грамматику, т. е. законы языка. Для того чтобы уметь правильно сочинять
музыку, играть ее или петь, нужно знать теорию музыки. Поэтому обучение
теории музыки в первую очередь имеет целью подготовку к сочинению или
исполнению музыкальных произведений.
Вследствие того, что музыка состоит из очень многих и разнообразных элементов,
теория музыки подразделяется на несколько частей (дисциплин) — элементарную
теорию, гармонию, полифонию, инструментовку, учение о музыкальных формах
Элементарная теория представляет собою род первоначальной музыкальной
грамматики, которая должна сообщить учащимся систематические сведения
о ряде важнейших элементов музыки. Как и вся советская теория музыки,
элементарная теория основана на законах, сложившихся в народной и классической
реалистической музыке.
В данный курс элементарной теории входит большинство сведений по музыкальной
орфографии. Эти сведения изложены, по мере надобности, в разных частях
курса, применительно к отдельным элементам музыки.
Глава I. Звук. Его высота
Глава II. Звук. Его высота (продолжение)
Глава III. Ритм. Метр. Темп
Глава IV. Интервалы
Глава V. Аккорды.
Глава VI. Общие понятия о ладе и его элементах
Глава VII. Мажор
Глава VIII. Минор
Глава IX. Интервалы и главные аккорды мажора и минора. Разрешение интервалов
и аккордов.
Глава X. Одноименные тональности. Сравнительный обзор мажора и минора.
Выразительные возможности мажора и минора. Определение тональности произведения
Глава XI. Диатонизм. Пентатоника. Особые виды диатонического мажора и
минора. Общие понятия о некоторых других ладах
Глава XII, Общие понятия о модуляции и родстве тональностей. Хроматизм.
Хроматическая гамма
Глава ХIII. Транспозиция
Глава XIV. Мелодическое движение. Динамические оттенки. Понятие о фактуре
Глава XV. Сведения из области музыкального синтаксиса.
Дополнение I. Знаки сокращения нотного письма
Дополнение II. Схемы дирижерских взмахов.
Дополнение III. Некоторые музыкальные термины
Указатель к сборнику задач и упражнений по элементарной теории В. В. Хвостенко