День песни Выпуск 5

статьи композиторов, поэтов о песне

 

Е. Евтушенко

О музыке к кинофильму «Детский сад»

 

Случай с музыкой к фильму «Детский сад» особый — она почти вся была написана не только до мо'нтажа, но даже и до. съемок.
Я познакомился с Глебом Маем, когда он создал своеобразную поэторию на мои стихи «Исповедь» и понял, что он не только прекрасный тонкий музыкант, но и человек, глубоко понимающий мысль и чувствующий поэтическую ткань. Тогда я сразу же решил попросить Глеба Мая о создании музыки для фильма. Композитор и я рука об руку работали над режиссерским сценарием, хотя это чаще всего бывает лишь с художником картины. Песня матери Жени была музыкальным и поэтическим выражением основной мысли фильма:

«Не забудь своих детей, страна.
Стала детским садом им война».

Не случайно эта песня естественно соединилась с одним из самых метафорических эпизодов, когда солдаты, марширующие на Красной площади несут в руках аквариумы. Мне кажется, в музыке этой песни композитору удалось слияние лирической задушевности и гражданского пафоса, причем оба этих элемента от взаимосплетения окрепли.
Евгений Евтушенко

 

Вл. Соколов

Слава
Русская народная песня

 

«Слава» — так называется старинная русская народная песня. Какой глубокий смысл таится в этом кратком, красивом, радостном слове-возгласе— Слава!

Народ создал огромное количество песен, вошедших в золотой фонд русской музыкальной культуры. Безымянные песнетворцы оставили нам бесценные сокровища.
Неизмеримо велико влияние народной песни на творчество наших национальных композиторов. Вся исконно русская музыкальная культура, особенно в вокально-хоровой сфере, в той или иной степени содержит элементы народной песенности с ее характерными мелодическими оборотами и, главное, с ее глубоким проникновением во все стороны жизни народа, с его радостями и горестями.
В произведениях русских и многих советских композиторов можно услышать народные мотивы, вкрапленные в процесс звучания авторской музыки. Правда, песня, согласно творческому замыслу, в какой-то степени подвергается некоторой трансформации. Но везде она предстает перед слушателем в своей поистине неповторимой красоте.
Песня, предлагаемая в этом сборнике, — «Слава» неоднократно привлекала внимание композиторов. Она звучит, например, в опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», у А. Бородина — в опере «Князь Игорь», у М. Мусоргского — в опере «Борис Годунов» и других.

«Слава» — глубоко патриотическая песня. В ней поется, точнее сказать, провозглашается слава великому русскому народу, его вождям, полководцам, слава подвигам, совершаемым во имя процветания Родины.
Величаво-призывные, фанфарные интонации мелодии этой песни удивительно органично сочетаются с возвышенно-патриотическим содержанием текста. При неизменном постоянства мелодии — слова песни «Слава» часто в народном исполнении варьируются, в зависимости от местных условий и от объекта, к которому обращено славление. Но почти всегда остается смысл начальных строк: «Слава на небе солнцу высокому, слава; слава на небе месяцу ясному, слава». Это традиционный прием в народных величальных песнях, где качества объекта славления уподобляются величию и яркости небесных светил.
Так и в нашем варианте: первые две строчки традиционно начинаются с такого хваления. Что же касается дальнейшего текста, то здесь он значительно осовременен. И это закономерно. Есть примеры, когда старинная русская песня, сохраняя свой характер, поется теперь с новыми, сочиненными самим народом, словами. Яркое доказательство этому— частушки, где слова «на злобу дня» распеваются на мотив давно, давно звучавшей, бытовавшей в народе песни.

Автор этих строк не может припомнить точно, — где и когда он слышал этот новый текст песни, когда в величавый мотив вкладывается современный смысл, выражавший высокие патриотические чувства, славящий наш народ, нашу доблестную армию, нашу великую Родину. Он записал услышанные слова песни по памяти, предварив их традиционным двухстрочным зачином.
Обработка песни «Слава» сделана для четырехголосного женского (или детского) хора без сопровождения. Почти на всем протяжении песни, ее мотив не претерпел никакого изменения. Песня обработана в вариационной форме; это значит, что музыкальное оформление каждой строки текста изложено иначе чем в предыдущей. Это прежде всего осуществляется прибавлением голосов партитуры Сначала — одна партия (II сопрано) поет запев, за тем вступает другая партия (I сопрано), а вступившая прежде поет протяженные звуки, поддерживает вновь вступившую. Вслед за сопрано вступают с те мой альты, а сопрано поют подголосок, а на слова; «Слава героям» звучит уже четырехголосный хор в этом месте хор славит память погибших героев потому музыка здесь носит характер траурного марша. Далее, со слов «Всем бойцам нашей доблестной армии», постепенно до самого конца хор увеличивает звучность. Этому способствует применена имитации (перекличка партий), а также смена тональностей. Песня оканчивается торжественными заключительными аккордами на словах: «Нашей Родине — слава».
Песня может быть рекомендована для исполнения женским хоровым коллективом, обладающих достаточной художественно-исполнительской техникой и опытом пения без сопровождения.

В. Г. Соколов

 

Юрий Зацарный

ВИЖУ ЧУДНОЕ ПРИВОЛЬЕ

 

Многие из Вас хорошо знают эту песню, и наверное, можно быть уверенным, что каждый, кто хоть раз услышит ее, невольно обратит свое внимание на удивительно проникновенные, простые, задушевные мелодию и слова.
Песня «Родина», которая начинается словами «Вижу чудное приволье», поистине обрела всенародную известность в нашей стране. Миллионными тиражами вышли сборники, в которых она публиковалась; пластинки, на которых она была записана. Часто мы слышим ее в исполнении профессионалов и участников художественной самодеятельности. Она вошла в «золотой фонд» — сокровищницу русской песенной классики. Ее пели и поют многие популярные исполнители, среди которых имена корифеев советского вокального искусства Сергея Яковлевича Лемешева и Ивана Семеновича Козловского.

Долгие годы эту песню считали народной, да и сейчас многие так думают. Но вот в 1957 году в майском номере журнала «Огонёк» появилась заметка ленинградского филолога Смолкина под названием «Кто автор песни о Родине?». В ней впервые упоминался автор текста — вологодский поэт Феодосии Савинов.
Биография и творчество этого поэта до сих пор являются загадкой, ибо никаких рукописей, фотографий, писем и других его вещей не сохранилось. В наши дни изучению творчества поэта большое внимание уделяет вологодский краевед, кандидат исторических наук Леонид Александрович Каленистов. Благодаря его поискам удалось узнать некоторые факты из жизни поэта. Стало известно, что Феодосии Петрович (а не Павлович, как указывалось в некоторых источниках) Савинов родился в 1865 году, а умер в 1915, так что в этом году (1985 г.) исполняется сто двадцать лет со дня рождения, семьдесят лет со дня смерти и сто лет со времени создания стихотворения, ставшего знаменитой песней.

Первоначально это стихотворение под названием «На родной почве» было опубликовано в небольшом московском журнале «Волна», а было это в 1885 году. В стихотворении восемь строф, в нем явно ощущается вокальный ритм. Достаточно беглого взгляда, чтобы почувствовать заложенную в этих стихах удивительную песенность, что невольно наталкивает на мысль о том, что при его создании у двадцатилетнего молодого поэта была своя музыкальная версия, своя мелодия, так как построение строф как бы четко делится на запевную и припевную части. По интонационному словарю мелодия песни и рифма стиха очень близки народным песням, например такой песне как: «То не ветер ветку клонит» (Лучина), что дает основание предполагать, что при создании данного стихотворения автор отталкивался или лучше сказать брал за образец популярную русскую народную песню, что однако нисколько не умаляет достоинств музыки и текста, а наоборот еще больше подчеркивает преемственность традиций, их народность. Вот как было написано стихотворение «На родной почве».

Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья.
Это русская сторонка,
Это Родина моя.
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля.
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Слышу песни хоровода,
Звучный топот трепака.
Это радости народа,
Это пляска мужика.
Уж гулять так без оглядки,
Чтоб ходил весь белый свет.
Это русские порядки,
Это дедовский завет.
Вижу дубы вековые,
А вон там сосновый бор.
Это признаки родные,
Это Родины простор.
Вижу горы исполины,
Вижу реки и леса.
Это русские картины,
Это русская краса!
Вижу всюду трепет жизни,
Где ни брошу только взор.
Это матушки отчизны
Нескончаемый простор!
Снова духом оживаю,
Снова весел, счастлив я,
И невольно ощущаю
В сердце мощь богатыря!

В 1888 году на родине поэта тиражом в триста экземпляров был напечатан первый авторский сборник стихов Феодосия Петровича Савинова. К сожалению ни одного экземпляра этого издания не сохранилось. Позднее, в 1900 году, уже в Москве, вышел второй сборник поэта. В нем тоже было стихотворение «На родной почве», но уже под названием «Родное». Экземпляр этого издания с авторским автографом ныне хранится в экспозиции Вологодского краеведческого музея. От местных краеведов мы узнали, что хранящийся сборник был передан в фонды музея сестрой поэта в 1926 году. Но тогда возникает вопрос. А почему стихотворение безымянно попадало в различные сборники, безымянно исполнялось? Наверное это объясняется тем, что найдя дорогу к сердцам людей, стихи претерпели большие изменения, а к середине 30-х годов, когда окончательно сложился ныне звучащий песенный вариант текста, довольно отличающийся от авторского оригинала, когда за песней укрепилось точное, предельно ясное название «Родина», когда она в полном смысле стала народной. И вот это все явилось одной из причин забвения создателя. Из восьми строф в песне остались три наиболее удачные, произошли перестановки куплетов, строчек и отдельных слов. И хотя мы до сих пор не знаем имя автора музыки, песня отточенная коллективным гением народа обрела совершенность и законченность.
Простота, доступность, понятность. сделали ее любимой. Сто лет живут стихи и музыка этой песни о Родине. И верится, что как и сегодня она во все времена будет звучать для нашего народа светло, свежо, радостно и современно.

День песни Выпуск 5