Практический

Н. Римский–Корсаков

Учебники гармонии

Учебники, пособия по гармонии

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К 9-му ИЗДАНИЮ

 

 

Настоящий учебник гармонии, начиная с третьего издания, не подвергался никаким изменениям. Незадолго до кончины своей Н.А.Римский-Корсаков высказывал мысль о необходимости некоторых дополнений и пояснений в новом издании учебника. Поглощенный всецело сочинением, а также обдумыванием деталей большого руководства к оркестровке, Николай Андреевич, к сожалению, не успел сам заняться новой редакцией учебника.

Преподавательская практика в С.-Петербургской Консерватории, где учебник этот служит основным руководством в течение многих лет, ныне выяснила приблизительные размеры и характер необходимых изменений. Поэтому мы решили, с разрешения Н. Н. Римской-Корсаковой, предпринять переработку различных отделов учебника с целью, во-первых, до известной степени пополнить явные пробелы, встречающиеся в предыдущих изданиях, во-вторых — сделать некоторые места еще более доступными пониманию учащегося, в особенности при самообучении. Несомненно, что и теперь еще далеко не все случаи гармонизации затронуты в учебнике. Излишняя подробность могла бы повредить стройности изложения, затемняя главное; с другой стороны, желательно было оставить кое-что и на долю преподавателя. Любознательный же и музыкальный читатель, несомненно, сам может вывести бесчисленные частные случаи из общих положений.

Наиболее значительные дополнения и изменения в настоящем издании относятся к следующим отделам:
§ 28 — Секстаккорд уменьшенного трезвучия VII ступени.
§ 29 — Трезвучие и секстаккорд II ступени.
§ 38 — Вводные септаккорды и их обращения.
§ 39 — Септаккорд II ступени и его обращения.
§ 46 — Свободное употребление всех ступеней лада.
§ 49 — Модуляция без хроматизма.
§ 54 — Хроматическая модуляция.
§ 69 — Задержания.
§ 84 — Энгармонизм аккордов с увеличенной секстой.
§ 85 — Энгармонизм уменьшенного септаккорда.

Все изменения и дополнения означены в тексте звездочками.
Уничтожены термины: бывший основной тон, бывшая терция и т.д., так как слово бывший в данном случае является излишним и может ввести учащегося в заблуждение. В задачнике прибавлены две мелодии со скачками основных и квинтовых тонов (№' 9), в отделах же септаккордов VII и II ступеней (№№ 21 и 22) 3 задачи, слишком трудные для ученика, заменены пятью другими, более доступными.
Иосиф Витоль Максимилиан Штейнберг
С.-Петербург, май 1912.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К 13-му ИЗДАНИЮ

 

 

В настоящее издание внесены дальнейшие дополнения, необходимость коих указывалась многолетним педагогическим опытом. Наиболее значительные дополнения (как и в предыдущих изданиях, отмеченные звездочкой). касаются следующих отделов:

§ 16 — Соединение секстаккордов с трезвучиями.
§ 29 — Трезвучие и секстаккорд II ступени.
§ 30 — Трезвучие VI ступени.
§ 42 — Нонаккорд.
§ 57 — Хоралы с модуляцией.
§ 58 — 2-ая степень сродства.
§ 85 — Энгармонизм уменьшенного септаккорда (табл.).
§ 86 — Энгармонизм увеличенного трезвучия (табл.).
§ 90 — Ложные последовательности трезвучий.

М. Штейнберг
Ленинград, январь 1924.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К 16-му ИЗДАНИЮ

 

 

В наше время, когда широчайшие массы, трудящихся получили доступ к музыкальному образованию, когда музыкальная самодеятельность пустила глубокие корни в самых отдаленных местностях нашей страны, —особенно живо ощущается потребность в учебнике гармонии, излагающем в простых и ясных выражениях самые основы предмета, равно необходимого как композитору, работающему во всевозможных жанрах многообразного музыкального творчества, так и исполнителю, педагогу и инструктору. В этом отношении учебник Н. А. Римского-Корсакова по ясности; стройности, лаконизму и систематичности изложения материала, по своему глубоко практическому характеру является до сих пор непревзойденным. На этом учебнике воспитались десятки поколений музыкальных работников, начиная от скромных педагогов музыкальных школ до крупнейших композиторов с мировыми именами. Поэтому новое издание учебника, не переиздававшегося по разным причинам с 1929 года, ныне является вполне своевременным'.
В настоящее издание введены мелкие изменения и дополнения, а также, для большей ясности, заново переработан § 25 о скачках. Образец модуляционной прелюдии (на стр. 141 прежних изданий), несколько формальный и мало интересный в музыкальном отношении, заменен новым образцом, заимствованным из труда покойного композитора, профессора
Ленинградской Консерватории Н. А. Соколова: «Образцы модуляционных прелюдий с объяснительным текстом» (Издание Муз. сектора Гос. издательства, Москва, 1924). Труд этот является в высшей степени ценным добавлением к настоящему учебнику.

Приношу благодарность профессору Ленинградской
Консерваторий П.Б. Рязанову за ряд замечаний по различным разделам учебника.
М. Штейнберг
Ленинград, июнь, 1936.