П.Тычина Песни Ноты

Вокальні твори на слова українських поетів

ноты для голоса, хора в сопровождении фортепиано на стихи Павла Тычины

 

 

Песенный сборник
Павло Тичина
Гаї шумлять

вокальні твори радянських композиторів
"Музична Україна", 1967г.

содержание:

 

СЛОВО О ПОЭТЕ

Сборник песен на слова поэта-академика, классика украинской советской поэзии Павла Григорьевича Тычины, представляет собой далеко не полный перечень всех музыкальных произведений, написанных на протяжении более чем 45 лет украинскими советскими композиторами. Но и этот сборник уже достаточно ярко характеризует ту притягательную силу, которую мы, композиторы, чувствуем по отношению к его оригинальному языку, к самобытным поэтическим образам, к высокой идейно-художественной целенаправленности.
Вся жизнь П. Г. Тычины связана с музыкой. Мы знаем, как мальчиком с чудесным дискантом он пел в хоре, а позже, когда голос возмужал, поэт становится одним из организаторов и руководителей хора при обществе Леонтовича. Нам известно из рассказов бывших хористов, как в тяжелые двадцатые годы в холодных «теплушках», а то и пешком, они путешествовали по Украине и несли новую советскую песню в народ а с ними рядом всегда был внимательный ко всему, что происходило вокруг, задумчивый и взволнованный Павло Тычина.

В те бурные годы он выезжает с хоровой капеллой, руководимой прославленным композитором К. Стеценко, к рабочим Кировограда (бывший Елизавет-град), вбирая новые впечатления для своего творчества. В содружестве с поэтом К. Стеценко написал тогда патриотический хор «Свобода, равенство, любовь», а Я. Степовой создал прекрасное музыкальное произведение на слова стихотворения «Арфами, арфами..».
С первых лет советской, власти Павел Григорьевич является активным и неутомимым организатором музыкального процесса на Украине; он был одним из инициаторов создания в Киеве музыкальной школы им. Лысенко. Привлекательной стороной творчества поэта есть неповторимая ритмика его стихов, которая как бы сама наталкивает композитора на новые формы и виды музыкального высказывания. Это говорит о необычайной музыкальной чувствительности поэта к музыкальному импульсу, лежащему в основе поэзии. Мы знаем какой полезный след в нашем хоровом искусстве оставила творческая дружба П. Г. Тычины с композитором Ф. А. Козицким. Появление в свое время прекрасного хора «Дивный флот» стало значительным событием в развитии нашей музыкальной культуры. Это произведение мы считаем классическим образцом советского хорового искусства. А проникновенная творческая дружба Павла Григорьевича с Г. Г Веревкой всегда вдохновляла композитора на новые творческие поиски.

Можно представить ту творческую атмосферу, которая царила в отношениях между поэтом и композитором, когда Г. Веревка руководил хоровой капеллой на фабрике им. Тинякова в Харькове, а позже в Киеве - капеллой довода «Большевик»; рядом всегда можно было увидеть и П. Тычину, болеющего за все новые и новые произведения, создающего свежий репертуар для хорового пения.
Эта многолетняя дружба имела плодотворные последствия, подарив народу прекрасные песни, хоры, романсы. К таким относятся и последние произведения композитора «Где-то в глуби сердечной» и «Прощание».
Также хочется подчеркнуть глубокий интерес поэта к жизни рабочих. Рабочие тракторного завода в Харькове и фабрики музыкальных инструментов в Чернигове, Белорецкого завода в Башкирии и завода Штырова в Болгарии, трудящиеся города Эбердина в Англии с теплотой вспоминают встречи с П. Г. Тычиной и произведения, написанные для них.

Стихи поэта «Иду с работы я, с завода» и «Мобилизуются тополя» творчески вдохновили композитора В. Косенко на создание произведений, проникнутых чувством гордости труженика за свою освобожденную Родину от рабских цепей: Поэт всегда помнит о людях труда-рабочих, колхозниках, деятелях науки и культуры — возвеличивает их в своем творчестве, призывает их к.новым свершениям, бросает клич:

«Жить нам, жить! Пути проложить, пути в лучезарные годы.
Мир и труд. Пусть стройки встают - в грядущее наши народы идут!»

(Перевод Л. Вышеславского)

Припоминаются наши первые творческие встречи с П. Г. Тычиной, когда мы работали над песенным материалом к кинофильму «По Дунаю». Обстоятельства сложились так, что при всем желании Павло Григорьевич не смог выехать на Измаильщину, но это не остановило начатую работу, и поэт с успехом закончил ее использовав документальные материалы, фотографии, киноленты. В своем творчестве П. Г. Тычина нигде не расходится с современностью Г а, наоборот, подхватывает ее, подхватывает все новое, что создамся деяниями нашей Коммунистической партии, нашим народом. Воспевание всего прекрасного, прославление труда советского народа - характерная черта всего творчества поэта.
Павло Тычина всегда среди нас, но принадлежит он не только нам, а всему человечеству. Все его творчество проникнуто любовью к человеку. Но чисто оно бывает пронизано чувством гнева и непримиримости к нашим врагам. Поэзия Тычины проникнута самыми тонкими чувствами, глубиной философской мысли, высокой принципиальностью и партийностью. Широкий творческий диапазон поэта, разноцветная палитра, свежесть образов, оригинальность и разнообразие ритма стихов, дает большие возможности для творческого вдохновения композиторов, для поиски нового музыкального языка и новых форм, которым принадлежит будущее нашего советского искусства.
Аркадий ФИЛИППЕНКО

Тексты и ноты песен Скачать ноты

Thanks Paul for the score!