Ноты для голоса (вокал)
сборники, песенники, ноты для голоса в сопровождении фортепиано в pdf
А. Николаев
Вокальный цикл
на слова А. Твардовского
для баса в сопровождении фортепиано
"Музыка", 1981г.
номер 11202
содержание:
Д. Благой
Зимние звезды
вокальный цикл на слова В. Берестова
для голоса в сопровождении фортепиано
"Музыка", 1983г.
номер 12076
содержание:
Д. Благой
Вокальные произведения
на слова В. Берестова
для голоса и фортепиано
"Советский композитор", 1981г.
номер с5831к
содержание:
АКВАРЕЛИ—вокальный цикл для высокого голоса
Зимний бор
После мороза
Воробушки
Дождь с утра
Ночь уходит на покой
Кленок
Листопад над рекой
Последние цветы
ВОКАЛЬНАЯ ТРИАДА
Чудо
Как в детстве
Тень
ТРИ РОМАНСА
Над старой антологией
Кругосветное путешествие.
Ах, сколько звезд!
СВЕТОФОР (Юмореска из цикла «Музыкальный фитиль»
ПЕРЕКРЕСТОК ДЕТСТВА
ДАЛЬ ВЕКОВ—вокальный цикл для баса и тенора
Городские часы
Глиняные боги
Колечко
Старинная монета
Древняя надпись
Черепки
Песенные циклы советских композиторов
для голоса в сопровождении фортепиано
"Музыка", 1984г.
номер 3031
содержание:
Н. Бордюг - Вокальные произведения
для голоса и фортепиано
О. Моралев - Романсы на стихи Блока
для сопрано, баритона и фортепиано
"Советский композитор", 1988г.
номер с8143к
содержание:
Н. Д. БОРДЮГ
Перу композитора Нины Дмитриевны Бордюг, живущей и работающей в городе
Горьком, принадлежит значительное число произведений разных жанров: две
симфонии (си минор, 1965 г.; ми минор, 1967 г.). Концерт для фортепиано
и симфонического оркестра (до минор, 1969 г.), радиоопера «Что Я Дам»
(на стихи В, Данько, 1974 г.). два балета — «Гойя» (1978 г.) и «Повесть
о рыжем лисенке и желтом цыпленке» (по сказке Я. Экхольма, 1986 г.), поэма
«Плач о войне» для сопрано и симфонического оркестра, посвященная 40-летию
Победы в Великой Отечественной войне, сюита для оркестра русских народных
инструментов «Семеновские узоры» (1983 г.), циклы для готово-выборного
баяна («Родная сторонка», «Маленькая сюитэ»), соната для скрипки и фортепиано,
сюита «В русском стиле» для кларнету и фортепиано, песни, инструментальные
пьесы для детей, хоры, обработки народных песен — русских и удмуртских...
К камерно-вокальной лирике Н. Бродюг проявляет тяготение еще в юности.
Будучи студенткой композиторского Факультета консерватории (Ташкент* класс
профессора Б. И.Зейд-мана, 1959—1965 гг.) она обращается к поэзии А. Пушкина,
А. Блока, С. Щипачева. В японской поэзии ее поражает глубина философских
рассуждений о смысле человеческого бытия и смысле жизни вообще, привлекает
специфический лаконизм в передаче чувств, эмоций, точность «попадания»
в образ, «графичность» в зарисовке картин природы. Стремясь к адекватности
поэтических и музыкальных образов, Н. Бордюг вносит штрихи индивидуального
в мелос, изысканность в гармонический язык, облекая музыкальный материал
в прозрачную фактуру. Ощущается в миниатюрах и национальное начало, особенно
заметное в «Колыбельной». (Впоследствии автор не раз возвращается к циклу
«Из японской поэзии», редактирует и дополняет его.)
В начале семидесятых годов Н. Бордюг пробует свои силы в области детской
вокальной музыки. Она пишет цикл «Музыкальный дождик» (стихи В. Данько),
предназначенный для исполнения профессиональной певицей в детской аудитории.
По своему складу (мелодика, фортепианное сопровождение) н образному строю
некоторые мнннатюры-романсы, только детские. Это обусловлено самой природой
музыкального дарования композитора: склонная к вариативности в изложении
музыкального материала, она не тяготеет к точным повторениям, куплетности.
Отмеченные свойства проявляются во многих песнях для детей, созданных
автором в последующие годы, в их числе сборник «Звонкоголосые скворцы»
(1985 г.).
Сочинение детской вокальной лирики вновь возвращает Н. Бордюг к романсам.
Ее внимание привлекает цикл «Письма к тебе» горьковской поэтессы Л. Лопуховой.
Оставив шесть стихотворений, композитор располагает их, согласуясь с определенным
замыслом: в вокальном цикле запечатлен образ русской женщины, ее думы
и переживания, поиск счастья («Ты—лето мое»), сомнения и крушение надежд
(«Вокализ»). В финале воплощается основная идея цикла: человек жив духовными
ценностями, тем, что нетленно.
Следующий вокальный цикл возникает после выхода из печати сборника Б.
Ахмадулиной «Свеча» (1977 г.).
В 1981 году композитор обращается к поэзии А. Вознесенского (цикл для
баритона и фортепиано «С нами любовь»), в последующие годы создает романсы
на стихи В. Блейка, среди которых привлекают ясностью музыкального языка
«Песня», «Баллада о тиране-короле», нежная колыбельная «Сон». 1985 год
отмечен особым вниманием к русской (Г. Державин, А. Пушкин, А. Тютчев)
и советской поэзии, в частности, к стихам Л. Мартынова, его гражданской
лирике («Триптих»).
Более десяти лет собирая и исследуя нижегородский фольклор, Н. Бордюг
органично вышла к использованию записанных ею свадебных и календарных
песен в различных сочинениях и обработках для голоса и фортепиано.
Вокальные сочинения Н. Бордюг в разное время звучали в концертных залах
и на радио в исполнении ведущих и молодых певцов, получив положительную
оценку как в местной, так и в центральной печати. Композитор В. А. Белый,
которому Нина Дмитриевна неоднократно показывала свои сочинения, писал
в одном из писем: «Играл Ваши романсы... те, что на стихи Л. Лопуховой,
где музыка очень естественна и музыкальна».
Ирина Соколова, музыковед
О. А. МОРАЛЕВ
Олег Аркадьевич Моралев — композитор того поколения, которому довелось
пройти нелегкими дорогами военного времени. Эта патриотическая школа мужества
заложила
основы его мировоззрения и определила содержание его творчества, в котором
главными стали темы Родины, ее революционной истории, народной войны,
героического подвига.
Они воплотились как в масштабных оркестровых и вокально-симфонических
полотнах: его программных второй симфонии—«Сибирское сказание», третьей
— «К, Родине», симфонических поэмах «Подвиг», «Октябрьская ночь», кантатах
«О Ленине», «В канун века», «Вечность», «Если мы войну забудем», так и
в сфере камерной музыки, особенно в вокальных циклах «Смерть солдата»
на стихи Э. Межелайтиса, «Перечитывая А. Блока».
Героика, этика в лирическом контексте, индивидуальное осмысление народно-массовых
движений — эти характерные приметы современного художественного мышления
приобрели у О. Моралева органичность, отразив его стремление к слиянию
понятий единичного и всеобщего. Быть может, этим вызвана заметно прогрессирующая
тенденция к лиризации как его камерных, так и симфонических произведений.
Глубоко личным чувством пронизан его Второй струнный квартет. Личное и
общественное, массово-стихийное сопоставлено и переплетено в вокальном
цикле на стихи А. Блока. Солирующая скрипка как выражение индивидуального
начала вошла в симфонию «К. Родине», внеся в объективное субъективный
мотив, в этом очевидна мысль о причастности человека к происходящему в
мире, где ничто не может пройти, не коснувшись отдельной судьбы.
Корни его творчества русские, песенные, в чем сказались и традиции московской
школы, на основе которой складывался его профессионализм — сначала в музыкальном
училище при Московской консерватории, затем в томже вузе по классу
композиции профессора Е. К. Голубева. (окончил в 1955г.)
Именно на почве русской песенности возник у О. Моралева такой оригинальный,
национально — характеристичный программный цикл, как «Владимирские рожки»
для четырех труб и челесты.
Песенность в широком смысле определила интонационный демократизм мелодического
языка композитора, тяготеющего к широте дыхания и распевности, ясность
его гармонического мышления, не лишенного терпкости, подчас коловистичности,
но не порывающего с мажоро-минорной ладовой основой и не культивирующего
диссонанс.
Песенные истоки творчества обусловили известную приверженность, композитора
к вокальной музыке, реализованную в пяти кантатах, в иных жанрах хоровой
музыки, в трех вокальных циклах, ряде романсов и песен.
Круг жанровых интересов О. Моралева широк, и хотя из него выпадают опера
и балет, их отсутствие компенсируется успешной работой композитора в области
музыки к театральным спектаклям («Идиот» по Достоевскому, пьесы Островского
и др.).
Благоприятность условий конкретной музыкальной практики рождала у композитора
новые творческие интересы, в частности, к музыке для духовых инструментов,
его вклад в которую значителен: четыре квинтета для медных духовых, концерты
для трубы, тромбона, Серенада - каприччио для флейты и фагота с симф.
оркестром, концерт для трубы с духовым оркестром, много камерных пьес.
Творческая эволюция О. Моралева оказалась тесно связанной с музыкальной
культурой двух городов — Свердловска и — с конца шестидесятых годов —
Саратова, в период жизни в котором композитор проявил большую интенсивность
в творчестве и обрел зрелость мастерства, завоевав репутацию разностороннего
и серьезного художника. Творческая активность его не угасает, поиск неустанно
продолжается.
Н. Аршинова
В. Сильвестров
Тихие песни
вокальный цикл на стихи поэтов-классиков
"Советский композитор", 1985г.
номер с6822к
содержание: