Упражнения по элементарной теории музыки

Теория музыки

Пособие, подготовленное педагогами музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова при Ленинградской консерватории, является дополнением к гибкому пособию «Курс теории музыки» под редакцией А. Островского. Значительное внимание уделяется анализу примеров из музыкальных произведений, развитию у учащихся творческих навыков.

 

 

Упражнения по элементарной теории музыки
“Музыка”, 1986г.

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Упражнения по элементарной теории музыки», подготовленные группой педагогов музыкального училища Ленинградской консерватории, являются практическим пособием к учебнику «Курс теории музыки» под общей редакцией А.. Л. Островского, изданному в 1978 г. Ориентация «Упражнений» на учебник отражена в содержании разделов, их названиях и порядке следования. Пособие предназначено для использования на теоретическом, фортепианном, струнном, дирижерско-хоровом, духовом, вокальном (второй год обучения) отделениях, на отделении народных инструментов.
Большее внимание, чем в ранее изданных пособиях по элементарной теории музыки, уделяется в «Упражнениях» анализу примеров из музыкальных произведений. Примеры для анализа, имеющиеся во всех разделах пособия, подобраны с таким расчетом, чтобы дать возможность для наблюдения над одновременным действием разных выразительных средств. Выявить результат совместного действия различных средств — таково назначение анализа. На развитие инициативного мышления учащихся, слуховой активности, способности комплексно использовать полученные знания и навыки направлены многочисленные творческие упражнения.

Все разделы «Упражнений» включают теоретические вопросы, а также письменные задания, упражнения для игры на фортепиано, материал для анализа, творческие упражнения. Исключение составляют разделы «Ритм» и «Мелодия», что обусловлено их спецификой. Степень новизны упражнений, предлагаемых в настоящем пособии, в разных его разделах не одинакова. Наибольшей новизной отличается раздел «Ритм», предваренный в связи с этим пояснительной запиской. Ряд упражнений и музыкальных примеров заимствован из пособия В. Хвостенко «Задачи и упражнения по элементарной теории музыки» (М., 1973). Ценным дополнением к разделам «Аккорды на ступенях мажора и минора» и «Интервалы на ступенях мажора и минора» является методическая разработка педагогов московского музыкального училища им. Гнесиных. Авторы «Упражнений по элементарной теории музыки», широко используя материал разработки в своей работе, не смогли, однако, включить его в пособие, т. к. указанная разработка опубликована малым тиражом.

Разделы пособия различны и по своему объему. Большие масштабы таких разделов, как «Ритм», «Интервалы на ступенях мажора и минора», «Лад и тональность», «Аккорды на ступенях мажора и минора», объясняются тем, что их материал, связанный с ведущими темами курса, используется на протяжении дли тельного времени, параллельно с изучением других тем. Возврат к уже пройденному материалу целесообразен еще и потому, что дает возможность помимо закрепления полученных навыков выявить связи изученных средств с другими, пройденными позднее, увидеть, как то или иное средство функционирует в разных условиях.

В отдельных случаях упражнения рассчитаны на выполнение после изучения тем, учебным планом отнесенных на более позднее время (например, упражнения № 31—36 в разделе «Аккорды на ступенях мажора и минора» следует в пополнять после прохождения темы «Альтерация и хроматизм», а некоторые логичные упражнения из этого же раздела предполагают знание темы «Модуляция»).
Опираясь па упомянутый учебник под ред. А. Л. Островского, «Упражнения» требуют в ряде случаев привлечения информации, не содержащейся «Курсе теории музыки». Так, все разделы пособия, начиная со второго, требу» знакомства учащихся с темой «Период»: представления о строении периода, е типах, о масштабно-тематических структурах необходимы как для анализа примеров, так и для выполнения упражнений, основанных на сочинении и досочинении. Выполнение некоторых упражнений пособия — письменных, аналитических и упражнений за фортепиано — невозможно и без знания приемов мелодической фигурации. Желательно также познакомить учащихся с явлением фонизма аккордов.
Авторы-составители «Упражнений» выражают свою глубокую признательность за активную помощь в работе над пособием педагогам Ленинградской консерватории: профессору Т, С. Бершадской, доцентам Б. А. Незванову и Л. М. Масленковой, а также доценту Московского музыкально-педагогического инел тута им. Гнесиных Ю. Н. Рагсу, высказавшему ряд ценных практических замечаний.