В. Вахромеев - Элементарная теория музыки

Теория музыки

Ладовая структура русских народных песен Вахромеев В.

Музыкальная литература, учебники, пособия по музыке

 

 

Скачать учебник
Элементарная теория музыки
В.А. Вахромеев
“Государственное музыкальное издательство”, 1961г.

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Второе издание учебника «Элементарной теории музыки» значительно переработано по сравнению с первым.
Если первое издание представляло собой пособие по элементарной
теории музыки, предназначенное преимущественно для детской аудитории, то при переиздании автор поставил своей целью расширить рамки
использования учебника и сделать возможным применение его также в
музыкальных училищах, вечерних школах общего музыкального образования.

Сообразуясь с указанным, весь текст учебника подвергся существенному пересмотру: внесены некоторые дополнения, в отдельных случаях изложение содержания изменено в сторону большей конкретизации, уточнены некоторые формулировки, музыкальный материал примеров пополнен новыми образцами, в ряде глав уточнены вопросы для повторения и введены новые упражнения.
Как и в первом издании «Элементарной теории музыки», весь материал курса изложен в систематическом порядке с тем расчетом, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно находить в учебнике ответы на любые вопросы, касающиеся различных разделов теории музыки. В то же время в практической работе с учащимися автор настоятельно рекомендует педагогам исходить из общепринятого метода изучения элементов музыки, предполагающего установление взаимосвязи средств музыкальной выразительности на основе анализа примеров музыки.
В качестве музыкальных примеров в учебнике приводятся народные песни, образцы классической музыки, отрывки из произведений, советских композиторов.
Кроме того, каждой теме учебника сопутствуют пояснительные нотные примеры-схемы.
В конце глав даны вопросы для повторения и материал для упражнений (устных, письменных и на фортепьяно), который рассчитан главным образом на домашние задания учащихся, но может быть использован и в классных занятиях.
Так как свободное время учащихся, остающееся от классных занятии, ограничено, а время, предназначенное учебным планом для теории музыки обычно не допускает проведения в классе всех практических работ по освоению курса, можно рекомендовать в этих условиях следующий порядок прохождения материала. Разделы теории музыки, изучение которых опирается на слуховые навыки, следует связывать с прохождением курса сольфеджио. Практические упражнения для развития слуховых навыков надо проводить преимущественно в классе, а по другим разделам теории музыки давать учащимся материал для домашней работы, которая должна быть результатом самостоятельного и осмысленного усвоения учащимися пройденного на уроке.
В. А. Вахромеев
Москва, 1958 г.


ВВЕДЕНИЕ
«Содержание музыки — это впечатления жизни, это мысли и чувства, выраженные в звуках».
Изложение содержания звуками (музыкой) подчиняется определенным правилам соотношений выразительных средств музыки. Эти правила сложились в результате многовековой народной и классической музыкальной практики.
Средства музыкального изложения и выразительности называются элементами музыки:
Учение об элементах музыки и их соотношении изложено в музыкально-теоретических дисциплинах; начальной из них является элементарная теория музыки.
Курс элементарной теории музыки служит задачам изучения основных элементов музыки вообще и мелодии в особенности.
Несмотря на то, что в целях обобщения знаний необходимые сведения о каждом элементе включены в отдельные параграфы и главы учебника, учащийся должен помнить, что в музыке отдельный элемент (лад, тональность, метр, ритм, интервал, аккорд и другие) выявляет свою выразительность лишь в связи с другими средствами (элементами) музыкального изложения.
Кроме основной задачи, о которой сказано выше, курс элементарной теории музыки преследует цель содействовать занятиям учащегося по специальности, помогая ему сознательнее усваивать музыкальный текст. Получаемые учащимся элементарные знания и навыки по разбору музыкального произведения (со стороны строения мелодии, а также отдельных частей музыкального произведения) вносят в самостоятельную работу учащегося по специальности большее разнообразие и в свою очередь помогают учащемуся правильно раскрыть содержание музыкального произведения при его исполнении.
Наравне с другими предметами, курс элементарной теории музыки содействует повышению общего музыкального и культурного уровня учащихся.
Для того, чтобы изучение курса элементарной теории музыки принесло определенную практическую пользу, недостаточно общего, беглого ознакомления с его основными положениями, для этого необходимо более углубленное изучение предмета. Содействовать закреплению знаний и навыков могут регулярные упражнения. Материал для упражнений по всем основным разделам курса учащийся найдет в настоящем учебнике. Кроме того, предполагается, что преподаватель, руководящий занятиями учащихся, дополнит вспомогательный материал примерами из музыкальной литературы и упражнениями по своему усмотрению.

Глава первая. Звук.
§ 1. Физическая основа звука
§ 2. Свойства музыкального звука
§ 3. Частичные тоны. Натуральный звукоряд
§ 4. Музыкальная система. Звукоряд. Основные ступени и их названия. Октавы
§ 5. Музыкальный строй. Темперированный строй. Полутон и целый тон. Производные ступени и их названия.
§ 6. Энгармонизм звуков
§ 7. Диатонические и хроматические полутоны и целые тоны.
§ 8. Обозначение звуков по буквенной системе.
Вопросы для повторения
Упражнения

Глава вторая. Нотное письмо.
§ 9. Нота. Длительности и их обозначения (начертания). Нотный стан
§ 10. Ключи
§ 11. Знаки альтерации
§ 12. Дополнительные знаки к нотам, увеличивающие длительность звуков
§ 13. Паузы
§ 14. Запись двухголосия. Запись музыки для фортепьяно. Акколада. Запись музыки для ансамблей и хора.
§ 15. Знаки сокращения нотного письма
Вопросы для повторения
Упражнения

Глава третья. Ритм и метр.
§ 16. Ритм. Основное и произвольное деление длительностей.
§ 17. Акцент. Метр. Размер. Такт. Тактовая черта. Затакт.
§ 18. Простые метры и размеры. Группировка длительностей в тактах простых размеров
§ 19. Сложные метры и размеры. Относительно сильные доли. Группировка длительностей в тактах сложных размеров.
§ 20. Смешанные метры и размеры. Группировка длительностей в тактах смешанных размеров.
$ 21. Переменные размеры.
§ 22. Синкопа
§ 23. Группировка в вокальной музыке
§ 24. Темп.
§ 25. Приемы дирижирования
§ 26. Значение ритма, метра и темпа в музыке
Вопросы для повторения
Упражнения.

Глава четвертая. Интервалы.
§ 27. Интервал
§ 28. Количественная и качественная величина интервалов Простые интервалы. Диатонические интервалы.
§ 29. Увеличенные и уменьшенные интервалы (хроматические). Энгармоническое, равенство интервалов.
§ 30. Обращение интервалов
§ 31. Составные интервалы.
§ 32. Консонирующие и диссонирующие интервалы.
Вопросы для повторения
Упражнения.

Глава пятая. Лад и тональность.
§ 33. Устойчивые звуки. Тоника. Неустойчивые звуки. Их разрешение. Лад
§ 34. Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада
§ 35. Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные.
Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей.
§ 36. Гармонический и мелодический мажор
§ 37. Минорный лад. Гамма натурального минора. Ступени минорного лада и их свойства.
§ 38. Гармонический и мелодический минор. Тональности минора. Параллельные тональности. Квинтовый круг минорных тональностей
§ 39. Одноименные тональности. Некоторые черты сходства и различия мажора и минора. Значение мажорного и минорного лада в музыке
Вопросы для повторения
Упражнения.

Глава шестая. Интервалы в тональностях мажора и минора.
§ 40. Интервалы натурального мажора и натурального минора.
§ 41. Интервалы гармонического мажора и гармонического минора. Характерные интервалы.
§ 42. Устойчивые и неустойчивые интервалы. Различие между устойчивостью и консонансом, неустойчивостью консонанса и диссонансом. Разрешение диссонирующих интервалов. Разрешение неустойчивых интервалов по тяготению.
Вопросы для повторения
Упражнения.

Глава седьмая. Аккорды.
§ 43. Аккорд. Трезвучие. Виды трезвучий. Консонирующие и диссонирующие трезвучия. Обращение трезвучий.
§ 44. Главные трезвучия в мажоре и миноре. Соединения главных трезвучий
§ 45. Побочные трезвучия мажора и минора. Трезвучия на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.
§ 46. Септаккорд. Доминантсептаккорд и его обращения. Разрешение доминантсептаккорда и его обращений.
§ 47. Вводные септаккорды. Септаккорд II ступени. Аккорды в музыке
Вопросы для повторении
Упражнения

Глава восьмая. Лады народной музыки.
§ 48. Общие замечания
§ 49. Диатонические семиступенные лады народной музыки. Пентатоника.
§ 50. Переменные лады. Переменный параллельный лад и мажоро-минор. Другие лады
Вопросы для повторения.
Упражнения

Глава девятая. Родство тональностей. Хроматизм.
§ 51. Родство тональностей
§ 52. Хроматизм. Альтерация
§ 53. Хроматическая гамма. Правописание хроматической гаммы.
Вопросы для повторения
Упражнения.
Глава десятая. Определение тональности. Транспозиция.
§ 54. Определение тональности
§ 55. Транспозиция
Вопросы для повторения.
Упражнения

Глава одиннадцатая. Модуляция.
§ 56. Модуляция и отклонение.
§ 57. Модуляция в родственные тональности.
Вопросы для повторения
Упражнения.

Глава двенадцатая. Мелодия.
§ 58. Значение мелодии в музыкальном произведении. Мелодии народной музыки (песни)
§ 59. Направления мелодического движения и его диапазон. Проходящие и вспомогательные звуки.
§ 60. Членение мелодии на части (общее понятие о музыкальном синтаксисе). Построение. Цезура. Период. Предложение. Каденция. Фраза. Мотив.
§ 61. Динамические оттенки и их связь с мелодическим развитием. Обозначение динамических оттенков.
§132. Разбор взаимодействия отдельных элементов мелодии на примерах
Вопросы для повторения.
Упражнения.

Глава тринадцатая. Мелизмы. Знаки некоторых приемов исполнения.
§ 63. Мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель.
§ 64. Знаки некоторых приемов исполнения.
Вопросы для повторения.
Упражнения.
Краткий справочник музыкальных терминов.
Указатель литературы.

Скачать книгу Скачать учебник