Н.Раков - Ноты для флейты

Н.Раков

произведения композитора для флейты, кларнета

 

 

Флейта в сопровождении фортепиано
Николай Раков
Соната
для флейты и фортепиано
"Музыка", 1972г.
номер 7185

 
 

Соната для кларнета
Николай Раков
Две сонаты

для кларнета и фортепиано
"Советский композитор", 1978г.
номер с4508к

 
 

Соната для гобоя
Николай Раков
Две сонаты

для гобоя и фортепиано
"Советский композитор", 1981г.
номер с5649к

 
 

ХУДОЖНИК И НАСТАВНИК

 

Более полувека продолжается творческая деятельность Николая Петровича Ракова. Его первые произведения прозвучали еще в начале 30-х годов, когда их автор был студентом Московской консерватории по классу композиции Р. М. Глиэра. И тогда, и в дальнейшем главной сферой его интересов была инструментальная музыка—до консерватории Раков занимался в Музыкальном техникуме имени братьев Рубинштейн как скрипач. Вместе с тем основой, постоянным источником вдохновения для него с самого начала были неиссякаемые богатства народного искусства. Не случайно его дипломной работой стала в 1931 году «Марийская сюита». Да и вступив на путь самостоятельного творчества, композитор часто обращается к образцам фольклора разных народов нашей страны. Так рождаются «Марийские пьесы» для фортепиано, «Танцевальная сюита» для оркестра, наконец, Первая симфония, в основу которой легли напевы и наигрыши киргизского акына Токтогула Сатылганова, записанные А. В. Затаевичем. Близость к народной музыке ощущается и в более поздних сочинениях— «Русской увертюре», Второй симфонии (1957) и многих других.

Но даже и там, где нет «прямого соприкосновения» с народным искусством, такая направленность интересов композитора отчетливо дает себя знать, ибо характерной чертой его музыки всегда остается стремление к яркой, рельефной и выразительной мелодичности, к ясности и простоте выражения замысла, к демократичности в лучшем смысле этого слова. Именно эти качества принесли успех ряду значительных работ этого мастера, и прежде всего его Первому концерту для скрипки с оркестром, написанному в 1944 году и украсившему репертуар многих известных артистов, в том числе и Давида Ойстраха. За это сочинение автор был удостоен в 1946 году Государственной премии СССР.
Список сочинений Николая Ракова сегодня весьма обширен и продолжает пополняться, ибо композитор работает не покладая рук. Перу его принадлежат симфонии, симфониетты, сюиты и увертюры для симфонического и струнного оркестров, камерные ансамбли, произведения для духовых и народных инструментов, романсы. Но, пожалуй, в наибольшей мере обогатил Раков инструментальную литературу. Вслед за Первым скрипичным концертом были созданы два концерта для фортепиано и струнного оркестра, еще один концерт и концертино для скрипки, концертная фантазия для кларнета с оркестром. Среди сочинений мастера—две сонаты и множество сонатин, а также десятки концертных пьес для фортепиано, скрипичные произведения. Лучшие страницы его музыки привлекают проникновенным лиризмом, искренностью чувства, отмечены светлым колоритом. Неоценим вклад композитора в создание советского педагогического репертуара: без его сочинений не могут обойтись сегодня учащиеся музыкальных техникумов и школ, играющие на фортепиано, скрипке, струнных, духовых и народных инструментах, участники школьных оркестров.

Стаж Ракова-педагога почти столь же велик, как и его композиторская биография. Уже в 1932 году начал он вести в Московской консерватории класс инструментовки, а в 1943 году был удостоен звания профессора. Отличную школу проходили у него композиторы и дирижеры разных поколений — В. Мурадели, Н. Пейко, К. Хачатурян, Б. Чайковский, А. Эшпай, Г. Рождественский, А. Лазарев и многие, многие другие. Тонкий и умный педагог, Раков щедро делится со своими студентами всеми секретами инструментовки, которыми сам владеет в совершенстве, и вместе с тем открывает перед каждым возможности для проявления своей творческой индивидуальности. Один из его учеников, композитор Э. Денисов, писал: «Все мы, ученики Н. П. Ракова, благодарны ему за ту необходимую основу, которая позволяет идти дальше каждому в своем направлении. Знания, полученные в его классе, помогают находить решение новых, возникающих в процессе композиторской практики проблем. Студенты в его классе получают самое главное и нужное для музыканта — высокий профессионализм, умение любить и ценить хорошую музыку».
Прочтите: Соловцов А. Н. П. Раков. М., 1958.

Календарь В мире музыки 1983г.