Ю.А. Усов Труба

 

В книге доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории в популярной форме рассказывается об устройстве инструмента, об истории его возникновения, о его применении в оркестровой, ансамблевой и сольной практике, о деятельности крупнейших трубачей в нашей стране и за рубежом.
Первое издание вышло в 1966 году, второе значительно расширено, содержит много новых сведений из истории духового исполнительства.

 

 

История Музыканты Композиторы
Музыкальные инструменты
Ю.А. Усов
Труба
"Музыка", 1989г.

содержание:

 

Очевидно, всем хорошо известно знаменитое соло трубы в увертюре Г. Свиридова к кинофильму «Время, вперед!». Многие годы информационная программа Центрального телевидения «Время» начинала этой мелодией свои ежедневные передачи. Именно звуком трубы, поддержанным упругим ритмичным аккомпанементом симфонического оркестра, так ярко передается энергия, устремленность неуклонного движения человечества в будущее.

Блестящий, открытый тембр трубы, ее богатейшие выразительные и технические возможности раскрываются в симфоническом оркестре в самых разнохарактерных музыкальных образах. Пожалуй, ни один духовой инструмент не способен к выражению такого разнообразия звуковых красок. Мы слышим голос трубы в музыке, передающей настроение торжественности и праздничности, величественности и монументальности, широты и простора, героики и патриотизма, юмора и сарказма, скорби и печали. Привычно для нас участие трубы в военных эпизодах, в исполнении маршей, сигналов.
В опере, балете, в симфонических произведениях мы слышим трубу тогда, когда музыкальное развитие достигает своего апогея, и именно ее звук придает музыке необыкновенный драматизм, приподнятость, вдохновенность. Композиторы часто поручают трубе также исполнение лирических тем широкого мелодического дыхания. Труба с успехом участвует в быстрых, темпераментных, танцевальных эпизодах, требующих от исполнителя высокого виртуозного мастерства.

Роль трубы в современном духовом оркестре подобна роли скрипки в симфоническом, она ведет основную мелодию и является первым голосом. Обязательно участие трубы в эстрадном и джазовом оркестрах. Она входит в различные вокально-инструментальные ансамбли, в диксиленд и прочие составы. Даже в оркестре народных инструментов часто присутствует труба.
Такая многоплановость жанрового потенциала трубы связана с тем, что она, по своей глубокой сути, народный, демократичный инструмент. С детства помним мы наигрыши пастушьих рожков, ассоциирующиеся с широкими просторами полей и благоухающими лесами, сигналы пионерского горна, непременного атрибута школьной жизни, призывные и торжественные воинские сигналы, открывающие парады на Красной площади в Москве, и, наконец, всегда яркие, светлые и жизнеутверждающие голоса труб, звучащие на концертных эстрадах, в театрах и кино, по радио и телевидению, в многоликом музыкальном мире, в окружающей нас повседневной действительности.

О трубе, об истории ее создания, совершенствования конструкции, использовании в оркестре, ансамблях и в качестве концертно-сольного инструмента, об известных исполнителях и педагогах прошлого и настоящего мы поведем рассказ в нашей книге.

Литература о трубе:

1. Барсова И. Симфонии Густава Малера.— М., 1975.
2. Берлиоз Г. Мемуары.— М., 1967.
3. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах.— Л., 1969.
4. Богославский С. На юбилее Табакова // Зрелища.— 1924.— № 86.
5. Воспоминания о П. И. Чайковском.— М., 1979.
6. Глинка М. Полное собр. соч. Литературные произведения и переписка.— Т. 1.—М., 1973.
7. Краузе Э. Рихард Штраус.— М., 1961.
8. Кремлев Ю. Камиль Сен-Сане— М., 1970.
9. Орвид Г. 70-летний юбилей М. И. Табакова // Сов. музыка.— 1947.— № 86.
10. Римский-Корсаков И. Поли. собр. соч. Литературные произведения и переписка.—Т. 1.—М., 1955.
11. РМП— 1896.— № 6.- Стб. 657.
12. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр.— Т. 2.— М., 1953.
13. Сахновский Ю. Премьера «Гибели богов»//Русское слово.— 1911.— 12 октября.
14. Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды.— Л., 1963.
15. Altenburg I. Versuch einer Anleitung zur heroisch-musikalischen Trompeterund Pauker-Kunst.—Halle, 1795; Dresden, 1911; New York, 1967.
16. Berlioz H. Instrumentationslehre (дополненное и отредактированное Р. Штраусом).— Leipzig, 1905.
17. Carse A. Musical wind instruments.— London, 1939.
18. Stein F. Vorwort. I. N. Hummel. Konzert für Trompete in В und Orchester.— Leipzig, 1957.

История инструмента Скачать книгу