Ф. Кюхлер - Техника правой руки скрипача

Ноты для скрипки

Пособия, литература, книги

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 

 

В процессе более чем сорокалетней педагогической деятельности автору нередко приходилось работать с учащимися, у которых техника левой руки была относительно развита, в то время как овладение навыками ведения смычка тормозилось из-за отсутствия свободы правой руки.
Предлагаемая работа должна способствовать радикальному исправлению игровых движений правой руки, поэтому «на адресуется не начинающим скрипачам, а тем учащимся, у которых при некотором развитии техники левой руки запущена техника владения смычком.

Причину зажатости правой руки у многих скрипачей следует искать в неправильном воспитании их па основе укоренившегося в XVIII—XIX вв. ложного учения о полном господстве при ведении смычка кистевого сустава и поэтому необходимой неподвижности плечевой части руки.
Насколько прочно господствовали в скрипичной педагогике прошлого эти представления, видно из того, что Б. Кампаньоли (1751 — 1827), принадлежавший к школе П. Нардини (.1722—1793), на первой странице своего учебника игры на скрипке, изданного в 1797 г. на итальянском, а в 1827 г. на французском и немецком языках, изображает в качестве образца скрипача с прибинтованным к туловищу плечом.
А, Касорти, ученик бельгийца Дж. Л, Ме-Яертса 1800—1863), ручавшийся в.Париже у К- Лафона и П. Байо, а также и у Ш. Берио (1802—I870) в Брюсселе, пишет во введении к своей «Технике смычка»: «Все штрихи следует выполнять суставом кисти и предплечья и ни в коем случае не плечом».
Э. Зингер (1830—1912) в Вене, ученик Й. Бема (1795—1876) и М. Зейфиц в Мюнхене (1827—1885), ученик Т. Теглишбека (1799—IS67), пишут в изданной ими совместно «Школе»: «Все, что делается смычком, должно происходить в результате движения сустава кисти, а вся рука может принимать в этом участие лишь постольку, поскольку это вызывается необходимостью».

Ф Давид (1810—1873), основатель старой, широко распространенной Лейпцигской школы, и его многочисленные ученики, жившие во всех частях света, культивировали движения кистевого сустава буквально как спорт."Никто не хотел обращать внимание на то, что каждый мало-мальски выдающийся скрипач, как правило, играл и должен был играть с обязательным участием плечевой части руки, так как абсолютно невозможно достичь звучного и полного тона с ее фиксацией. Поэтому Ф. Штейн га узе и в своей книге «Физиология ведения смычка» (1903) вполне обоснованно упрекает учителей игры на скрипке в том, что они «не знают ничего, кроме разработки кистевого сустава».
Примерно в то же время (1905) появились «Физиологии профессий. Скрипач» Ж. Демени и «Основные упражнения» К. Флеша. Большим достоинством теории и практической деятельности Флеша является то, что он впервые обратил внимание на вращательное движение плеча и предплечья. В названную выше работу Флеш включает отдельные специальные упражнение для плечевого сустава, а кистевому суставу, весьма ограниченному в движениях, отводит второстепенное место. Флеш отрицает влияние на него Штейнгаузена.
Весьма любопытно, что в то время, как ни в одной из скрипичных школ XVIII и XIX столетий не говорится ни слова о так называемом вращательном движении руки и не встречается возражений против преувеличенного значения кистевого сустава, а напротив, неоднократно прямо-таки запрещается использование предплечья,— вдруг одновременно появляются трн самостоятельных исследования, авторы которых абсолютно независимо друг от друга приходят к одинаковым выводам: Штейнгаузен (1903), Флеш (1905), Демени (1905). Аналогичные явления наблюдались и в других отраслях науки и техники: новые идеи как бы носятся в воздухе и вдруг в нескольких местах, независимо одно от другого, почти одновременно находят свое выражение.

Многие скрипачи и виолончелисты сейчас серьезно относятся к работе Штейнгаузена, и все современные автору учебники по технике правой руки создавались под влиянием «Физиологии ведения смычка». Несмотря на то, что в настоящем руководстве, как и в написанной мною ранее «Школе скрипичной игры», я очень часто ссылаюсь на
Штейнгаузена, все же я далек от мысли у том, что искусство игры на скрипке нуждается в исправлениях. Со времен А. Корелли (1653—1713). Д. Тартини (1692— 1770) и Н. Паганини (1782-1840) появилось бесчисленное множество превосходных скрипачей, и каждый преподаватель игры на скрипке, наблюдая за игрой любого боле или менее выдающегося скрипача, должен был бы осознать, какое огромное противоречие существует между тем, как ведут смычок знаменитейшие виртуозы, и указаниями, дающимися по этому поводу школами игры на скрипке.
Однако из почтения к тому или иному уважаемому составителю учебного руководства, чей высокий авторитет считая непререкаемым, долгое время никто не решался поколебать ложные догмы о ведении смычка, переходящие по традиции из одной школы в другую. Размашистые движения плеча у выдающихся виртуозов старались оправдать как экстравагантность гениального исполнителя. Преклонение перед печатным слоном было столь велико, что ни у кого недоставало смелости изменить старые, унаследованные от пределов заветы,— асе боялись сделать из игры великих скрипачей практические выводы для преподавания и найти закономерности в том, что рассматривалось как капризы гения. Но гений всегда найдет правильный путь, невзирая на ошибки в его обучении.

Итак, иа высшую ступень надо поднять не технику ведения смычка, а способ обучения этому искусству. Возможно, благодаря настоящему руководству подрастающее поколение будет избавлено хотя бы от некоторых трудностей на пути, по которому их предкам приходилось пробиваться ощупью и в потемках.
Автор не ставил себе целью предложить какой-то особый метод, якобы ведущий к цели в невероятно короткий срок, или создать систему, обеспечивающую грандиозные успехи почти без всякого труда, не хотел указать наикратчайший путь к высшей виртуозности или возвестить об открытии законов виртуозной уверенности пораженному миру скрипачей, как это сделано во многих учебниках и брошюрах, опубликованных за последние десятилетия. Не знание тайн, систем или фокусов, известных лишь очень немногим людям,— искусство. Нет! Искусство — это умение, добытое упорным трудом. Французскому скрипачу П. Байо (1802—1870). создавшему вместе с Р. Крейцером (1766-1831) и П. Роде (1774—1830) знаменитую скрипичную школу парижской консерватории, принадлежат слова: «Талант — это умение трудиться». Истина эта сохранила свое значение до настоящего времени и останется в силе на все-времена, пока игрой на скрипке будут заниматься как искусством.
Ф. Кюхлер. Лейпциг. 1929 г.