В. Снегирев - Школа игры на двухрядном ксилофоне

ВВЕДЕНИЕ

 

Самоучители, пособия, сборники с нотами в pdf

 

 

Устройство ксилофона

 

 

Ксилофон (Xilo — дерево, Fono — звук) представляет собой набор настроенных в темперированном строе деревянных пластинок ценных пород дервва — палисандр, розовое дерево. Пластинки расположены в подвешенном положении в два ряда, по аналогии с фортепианной клавиатурой, на столе-каркасе и снабжены рядом выстроенных в унисон с пластинками резонаторных трубчатых стаканов.
Диапазон современного ксилофона и его разновидности ксилоримбы — 3/5—4 октавы от фа малой октавы до до четвертой или от до малой октавы до до четвертой. Диапазон маримбы на октаву ниже: от до большой октавы до до третьей. Тембр маримбы отличается от ксилофона мягкостью и глубиной.
Нотируется ксилофон в скрипичном ключе. Для нижнего и среднего регистра маримбы используется басовый ключ.

 

Виды палочек

 

 

Ксилофонная палочка состоит из держака (длиной 33 см и диаметром 6—7 мм) и головки в форме шарика (диаметром 2,7 см). Держак палочки изготавливается из упругих материалов— таиландский камыш или пластмасса соответствующего качества. В зависимости от материала, из которого сделана головка, палочки делятся на жесткие — из лексана (синтетический материал) или твердого дерева: самшита, кизила и смягченные — резиновые или с нитяным плетеным покрытием.
Для маримбы используется только смягченный вид палочек, дающих нежный «безударный» тембр звука, особенно в тремоло, в нюансе — ррр.

 

Постановка рук

 

 

Исполнитель на ксилофоне держит палочку в первой трети ее части от конца держака, сжимая палочку большим, указательным и отчасти средним пальцами свободной, слегка опущенной кисти. Кисть руки при этом обращена пальцами вниз, четвертый и пятый пальцы слегка охватывают палочку, придерживая ее. Во время удара свободно охватывающие палочку пальцы слегка «подбивают» ее снизу, помогая движению кисти.

Школа игры на ксилофоне

Вспомогательная работа пальцев особенно важна при мелкой технике игры на ксилофоне, когда амплитуда взмаха кисти почти отсутствует.
Играют на ксилофоне в основном двумя палочками, однако при трех- и четырехголосном аккордовом изложении нотного текста используют соответственно три или четыре палочки одновременно, размещая их между пальцами по две палочки в каждой руке.

 

Звукоизвлечение

 

 

Звук на ксилофоне, извлекаемый ударом палочек по пластинке, короткий, мгновенно затухающий. Для получения протяженности звучания ноты или целой фразы используется прием тремоло, обозначающийся в нотах. К числу других штрихов, часто используемых при игре на ксилофоне, относятся легато, стаккато, тенуто, портато, мягкий акцент, жесткий акцент и др.

 

Удар

 

 

Для приобретения навыка правильного удара, сопровождающегося ясным, полным, четким звучанием, требуется тщательная, кропотливая подготовка как на самом инструменте, так и на тренировочном, глухом барабане — тренировочной подушке.
Первостепенная задача учащегося — добиться полновесного, хлесткого и острого удара с четко фиксированным, вертикальным падением палочки на середину пластинки. В случаях аппликатурных трудностей для удара используют, как исключение, крайние части пластинок, звук которых менее богат обертонами.

Следует избегать таких мест для удара, которые находятся над отверстием в пластинке для стягивающего шнура, так как они лишены звуковой вибрации.
Взмах кисти и предплечья руки при ударе должен быть свободным, по амплитуде соответствующим силе и характеру удара. Ощущение плотного соприкосновения головки палочки с пластинкой ксилофона в момент удара должно четко фиксироваться в движениях кисти и пальцев.

 

Глиссандо

 

 

Прием глиссандо (glissando, сокр.— gliss.) на ксилофоне очень распространен, эффектен и имеет множество разновидностей с соответствующими обозначениями в нотах. При исполнении глиссандо палочку следует проводить но пластинкам инструмента таким образом, чтобы ее головка лишь слегка прижималась к пластинкам. При этом палочка наклонена в сторону скольжения, либо находится в плоскости почти параллельной пластинкам ксилофона. Существуют следующие виды глиссандо:

1) От и до определенного тона.
2) По всему диапазону инструмента, то есть от наиболее низкого до наиболее высокого тона, и наоборот.
3) Глиссандо, ограниченное с одной стороны определенным тоном.
4) От определенного тона одновременно вверх и вниз (двумя палочками).
5) В трелеобразном скольжении.
6) По двум рядам пластинок ксилофона одновременно (двумя палочками).

Школа игры на ксилофоне - скачать

 

Кластер

 

 

Кластер — удар плоским деревянным молоточком одновременно по нескольким пластинкам ксилофона — бывает трех видов:
1) С использованием ближнего ряда пластинок (соответствующего белым клавишам фортепиано).
2) С использованием дальнего ряда (соответствует черным клавишам фортепиано).
3) С использованием обоих рядов одновременно.

Ноты для ксилофона

 

Знаки повторения

 

 

Знаки повторения, часто встречающиеся в нотном тексте Школы, а также имеющие широкое распространение в оркестровых голосах:
1) Повторение данной фразы, эпизода, отрывка два раза.

Скачать ноты

2) Повторение предыдущего такта.

Ноты из школы для ксилофона

3) Повторение двух предыдущих тактов.

Школа игры на ксилофоне - Снегирев

4) Повторение заданной интонационно-ритмической фигуры нужное количество раз.

Школа Снегирева - ноты

5) Количество точек над нотой указывает, сколько раз играется перечеркнутая нота.

Скачать самоучитель

Фраза или ритмическая фигура, заключенная в рамку, повторяется несколько раз (по желанию исполнителя) либо в течение установленного композитором времени (например: повторять в течение 15 сек.)

 

Уход за инструментом

 

 

Ксилофон, как и другие ударные инструменты, испытывает во время игры большую динамическую нагрузку. Во избежание преждевременного износа инструмента в учебно-тренировочном процессе лучше использовать смягченные палочки (резиновые или палочки с нитяным плетеным покрытием).
Пластинки ксилофона 'следует ежегодно обрабатывать лаком, предварительно слегка очистив их наждачной бумагой. Затем необходимо настроить инструмент: пластинка ксилофона повышает строй, если подтачивать ее сбоку, и понижает, если подтачивать снизу.
Инструмент следует хранить только в чехле во избежание проникновения пыли.