Для альта

 

Ноты для музыкальных инструментов

 

 

АЛЬТ

 

Этот инструмент по внешнему виду  напоминает увеличенную скрипку. Он имеет четыре струны, настроенные на квинту ниже скрипичных. Долгое время в отношении к альту среди музыкантов господствовало пренебрежительное отношение. Игрой на нем занимались преимущественно скрипачи-неудачники. Да и композиторы отводили ему в своих произведениях подчиненную роль. Однако постепенно альт занял подобающее ему место среди своих собратьев благодаря тембровому своеобразию, виртуозным и колористическим возможностям. Правда, и до сих пор он по преимуществу употребляется лишь в составе симфонического оркестра, и конечно, в различных камерных ансамблях, прежде всего в квартетах. Для его совершенствования многое сделали известные музыкальные мастера Ж.-Б. Вильом (1798—1875) и Г. Риттер (1849—1926). А еще в XVI веке великолепные образцы этого инструмента были созданы прославленными итальянскими мастерами.

Оркестровые возможности альта широко раскрылись в симфоническом творчестве Бетховена, а вслед за ним и в произведениях композиторов-романтиков. Утверждению инструмента на концертной эстраде способствовала и деятельность крупнейших скрипачей, прекрасно владевших также игрой на альте. Берлиоз, восхищенный талантом Паганини, создал в расчете на его игру симфонию «Гарольд в Италии», где главную партию исполняет солирующий альт. (К сожалению, гениальному скрипачу не удалось исполнить это сочинение.) И до сих пор «Гарольд в Италии» остается одним из краеугольных камней репертуара концертирующих альтистов вместе с произведениями Стамица, Хиндемита, Бартока.

Значительный вклад внесли в развитие альтовой музыки русские композиторы. Еще в конце XVIII века И. Хандошкин создал Дуэт для скрипки и альта, положив начало русской альтовой литературе. Большое внимание уделял этому инструменту Глинка, и не только в оркестровой музыке. Его перу принадлежит соната для альта и фортепиано. Блестящие образцы использования этого инструмента в симфонической музыке дали Чайковский, Римский-Корсаков, Глазунов и многие другие. Их традиции развивают советские композиторы. Среди авторов новых сочинений для альта — С. Василенко, Н. Чемберджи, В. Золотарев, В. Белый, В. Шебалин, Р. Бунин, Б.Лятошинский и другие.

Именно в советское время сформировались альтовые исполнительские школы. Здесь огромная заслуга принадлежит прежде всего профессору Московской консерватории В. В. Борисовскому. Из его учеников выделяется Федор Дружинин, ныне занявший место своего педагога в квартете имени Бетховена. Помимо этого Дружинин ведет широкую исполнительскую деятельность, утверждая место альта среди других сольных концертных инструментов. К сожалению, редко концертирует как альтист другой ученик Борисовского — руководитель Московского камерного оркестра Р. Баршай. А начинал он свой артистический путь именно как альтист, проявив себя замечательным мастером, в совершенстве владеющим этим инструментом. Важный вклад в. развитие альтового исполнительства внес и профессор Московской консерватории М. Н. Тэриан. В числе его учеников артист Государственного оркестра СССР Г. Безруков, еще в 1958 году создавший уникальный коллектив — ансамбль альтистов при Центральном Доме работников искусств. Во многих других городах нашей страны работают талантливые музыканты — подлинные энтузиасты альта.

В мире музыки 1972г.