Коул Портер - Песни


Ноты к песням К.Портера для голоса в сопровождении фортепиано

 

 

Музыка Портера - ноты
К.Портер
Песни
для голоса с фортепиано
составление и перевод М.Подберезского
"Музыка", 1975г.
номер 8831

содержание/contens

 

ТВОРЧЕСТВО КОУЛА ПОРТЕРА
 
Некоторые всемирно известные песни Коула Портера были написаны 30, а то и 40 лет тому назад; сколько звезд взошло и погасло за это время на никогда не пустеющем эстрадном небосклоне, сколько сменилось течений, направлений, стилей, сколько модных шлягеров с ураганной быстротой пронеслось по миру, не оставив даже следа!

А песни Коула Портера продолжают жить, это— «эвергрины» — «вечнозеленые мелодии», над которыми время не властно. Музыка Портера звучит по радио и телевидению, лучшие певцы снова и снова записывают его произведения на пластинки, исполняют их с эстрады, виртуозные музыканты черпают в его мелодиях вдохновение для импровизации. На театральных сценах идут «Поцелуй меня, Кэт!» и другие мюзиклы композитора. Музыкальные критики и журналисты продолжают обсуждать его творчество. Совсем недавно в Нью-Йорке был торжественно открыт музей Коула Портера.
Как показывают данные американского Общества Композиторов, Авторов и Издателей (АСКАП), пять песен Портера входят в список 30 самых популярных песен композиторов всех стран.
В наше время трудно представить, насколько непростым и небыстрым был путь произведений Портера к мировой славе. Однако остается фактом, что его блестящие мелодии далеко не сразу были оценены по достоинству современниками.

Коул Портер родился 9 июня 1892 года. Сочинять музыку начал с самых ранних лет. Музыкальное образование получил в Йельском университете. Первый мюзикл под названием «Посмотри сперва на Америку!» был поставлен на Бродвее в 1916 году. Премьера окончилась провалом. Коул Портер, конечно, тяжело переживал эту первую неудачу.
Вскоре композитор уезжает во Францию и использует свое пребывание в Париже для совершенствования музыкального образования. Под руководством знаменитого музыканта Венсана д'Энди он изучает в Парижской «Школе Канторум» оркестровку, гармонию и контрапункт, много работает над анализом творчества композиторов XIX века, особенно Шуберта и Шумана.
На его квартире собираются французские музыканты, художники, артисты, сюда же приходят и американские негритянские музыканты. Коул Портер внимательно следит за их музыкой — он раньше других осознал большие перспективы, заложенные в негритянском народном творчестве. В числе его песен того времени мы находим «Блюз печального мальчика», использующий приемы и гармонии традиционного негритянского блюза.

В 1923 году для труппы «Шведские балеты» он пишет балет «В пределах квоты», принятый с энтузиазмом в Париже, а затем с успехом показанный в США. Некоторые идеи Коула Портера в этом сочинении предвосхищают особенности музыкального стиля знаменитого произведения его друга Джорджа Гершвина — «Рапсодии в стиле блюз», впервые прозвучавшей через несколько месяцев после премьеры балета в Париже.
Известный художник Л. Бакст предлагает Портеру сценарий и костюмы другого балета, однако вскоре Бакст умирает, и «В пределах квоты» остается единственным сочинением в крупном серьезном жанре, написанным композитором. Кстати сказать, долгое время считалось, что рукопись балета утеряна, однако в 1970 году она была обнаружена, и в Нью-Йорке снова был поставлен этот балет под названием «Прошлые времена».

В 1928 году Портер возвращается в Америку. Он полон желания возобновить работу на Бродвее, где его считают слишком изысканным и серьезным. Успех его новых песен мало что меняет в предубежденном отношении влиятельных лиц театрального Бродвея к композитору.
А ведь именно в те годы Портер создает мелодии, которым было суждено пережить десятилетия и войти в музыкальный быт нашего времени. Я имею в виду песню «Что такое любовь?» из мюзикла «Проснись и мечтай!» (1929 г.) и, конечно, написанный в 1932 году шедевр композитора «Ночь и день», впервые исполненный известнейшим актером Фредом Астером в спектакле «Веселый раз^ вод».
Вряд ли можно исчерпывающе объяснить, почему эта песня с довольно сложной мелодией, которую нелегко точно запомнить и правильно спеть, стала одним из самых известных сочинений легкой музыки XX века. Конечно, талант не поддается формальному объяснению и анализу, и в значительной степени парадоксален тот факт, что отточенный и оригинальный стиль Коула Портера безо всяких следов уступок тому, что считалось массовым музыкальным вкусом, с течением времени получил признание миллионов любителей песни.

Музыкальная структура песни необычна. Поражает оригинальное начало, 16 тактов, в основном построенных на повторениях звука си бемоль при постоянно меняющихся интересных гармониях. Припев также начинается с повторения си бемоль. Очень простой прием позволяет Портеру создать убедительный музыкальный образ и достигнуть значительного драматизма — «Так звучат удары там-тама.». Доминанта си-бемоль остается важнейшим звуком и в мелодии всего припева, многие такты которого построены на повторениях этой ноты; на фоне этих повторений особенно эффектны изящные изгибы мелодии.
Слова к песне «Ночь и день», как и к другим своим сочинениям, Коул Портер написал сам. В отличие от Франции, где практика сочетания в одном лице композитора и автора слов, а зачастую и исполнителя, довольно распространена, в США подобного рода примеры встречались не часто. Можно назвать, пожалуй, только одного современника Портера— мастера американской песни Ирвинга Берлина, который тоже писал слова к своим мелодиям. Анализируя тексты Портера, легко отметить использование оборотов и выражений, характерных для разговорного языка и даже для слэнга. Портер охотно противопоставляет различные языковые стили. В этом легко убедиться на материале текста песни «Опять жара» —с простыми разговорными выражениями контрастируют официальные, казенные обороты средней части песни (о докладе Кинзи).

Слова Портера, его рифмы часто оригинальны. Портер блестяще использует особенность английского языка — большое количество односложных слов, позволяющих ему рифмовать соседние слова. Его мелодии точно учитывают фонетику и интонацию английского языка. Редко можно констатировать такое полное слияние текста и музыки, как в песнях Коула Портера. И прав был чехословацкий исследователь его творчества Мирослав Херманек, когда он писал, что «песни Портера являются выдающимся примером архитектонической цельности, которую могут полностью оценить только лица, хорошо знающие английский язык, поскольку в переводе практически невозможно передать эту нерасторжимую связь мелодии с текстом». (Сборник «Танцевальная музыка 1968 г.» Изд-во «Супрафон», Прага).
Коул Портер написал музыку почти к двум десяткам спектаклей, но, конечно, его песни прекрасно воспринимаются и вне сценического действия. Они живут совершенно самостоятельной жизнью. Для того чтобы воспринимать остроумную песню «Дружба», абсолютно не обязательно знать, что она была написана для мюзикла под названием «Дю Барри была леди», премьера которого состоялась на Бродвее 6-го декабря 1939 года.

Почти через десять лет в первый раз прозвучали мелодии знаменитого портеровского мюзикла «Поцелуй меня, Кэт!» — «Я люблю тебя», «Опять жара» и многие другие. Надо отметить, что Портер долго колебался, прежде чем приступить к работе над этим сочинением, он говорил друзьям, что современная трактовка «Укрощения строптивой» В. Шекспира может оказаться слишком сложной для публики. Однако, как это не раз случалось с его музыкой, публика с энтузиазмом восприняла новую работу Портера, которую он считал скорее рассчитанной на знатоков. Композитор много работал и в кино, в частности, песня «Розали» явилась главной темой музыкального фильма под таким же названием.

В 1956 году, почти через четверть века после создания песни «Ночь и день», Коул Портер завершает свою последнюю большую работу—музыку к кинофильму «Высшее общество». Песня «Верность и любовь» в исполнении Бинга Крозби и Грейс Кел-ли сразу же возглавила список самых популярных песен во многих странах; в кинофильме снимался замечательный негритянский музыкант Луи Армстронг, для которого Портер специально написал песню «Теперь у вас есть джаз». «Высшее общество» до сих пор считается одним из самых успешных примеров в жанре киномюзикла. В партитуре Портера мы находим целую коллекцию прелестных мелодий — их не меньше, чем в его музыке к вышедшему ранее фильму «Канкан», в котором Морис Шевалье, Фрэнк Синатра и другие выдающиеся актеры исполнили такие замечательные мелодии, как «Люблю Париж», «Мне теперь все равно» и «Любовь прекрасна».
Коул Портер умер 15 октября 1964 года. Немногие из почитателей его творчества знали, что еще в октябре 1937 года с композитором произошел несчастный случай, резко изменивший всю его жизнь. Во время занятий верховой ездой он упал и получил повреждения обеих ног. В оставшиеся 27 лет своей жизни ему пришлось перенести 35 операций и, как свидетельствуют друзья, очень редко выпадал такой день, когда Портер не чувствовал сильной боли. Слушая яркие, полные энергии и оптимизма произведения композитора, написанные в эти годы, нельзя не отдать должное не только его выдающемуся таланту, но и мужеству, стойкости и силе воли.

Песни Коула Портера, как и шедевры Джорджа Гершвина, вошли в золотой фонд американской легкой музыки, и его творчество — одна из ярких страниц в истории творцов песни.
Марк ПОДБЕРЕЗСКИИ

Песенник композитора Портера Скачать ноты